Комментируя арест бывшего главы КНБ РК Нартая Дутбаева, Петр Своик сказал, что Дутбаев не совсем чиновник, а достаточно азартный человек, который делал свое дело со вкусом.
— На самом деле я теряюсь в догадках, из-за чего арестовали Нартая Дутбаева, какие госсекреты он мог выдать, — говорит экономист и политик Петр Своик. — Ведь он давно вне КНБ и, соответственно, вне гостайны.
— У всех только вопросы и предположения: «передел сфер влияния», «очередная зачистка неугодных», «за связь с Аблязовым», «Дутбаева слили конкуренты-недоброжелатели», «Масимов укрепляет свои позиции»…
— Это вопросы, на которые нет ответов, потому остается только гадать. Мое мнение — произошло что-то важное, чего мы не знаем.
— Вы ведь лично общались с Нартаем Нуртаевичем, какое впечатление он на вас произвел как человек, как личность?
— Он живой человек. То есть такой, я бы сказал, азартный. И делал свое дело со вкусом. Но это было время борьбы с ДВК (партия «Демократический выбор Казахстана», — прим.).
— Говорите, азартный.
— Он такой… не совсем чиновник, скажем так.
— А кто же он тогда? Бизнесмен?
— Про бизнесмена ничего сказать не могу, с этой стороны я с ним не сталкивался. Чиновник — это человек, который аккуратно формулирует свои высказывания, боится сказать лишнее, действует строго в рамках регламента, так вот Дутбаев в этом смысле был достаточно нестандартным. С творческой жилкой, я бы сказал.
— То есть очень смелый для госслужащего?
— Может быть и в таком смысле… Но здесь… да, в те времена были очень интригующие события, связанные с осуждением и отбыванием наказания Аблязова и Жакиянова, с последующим помилованием первого. Роль Дутбаева тогда была очень интересная, даже необычная. Мы с Гульжан Ергалиевой в свое время посчитали нужным рассказать — это необходимо для понимания всей полноты истории оппозиции в Казахстане — как партия ДВК была одно время под удаленным сдвоенным руководством банкира Аблязова и председателя КНБ Дутбаева. Но это уже старая история. Хотя если искать какую-то связь того времени с нынешним, то это освобождение Мухтара Аблязова во Франции и сделанные им заявления. Впрочем, о причинах ареста бывшего председателя Комитета нам гадать не стоит, давайте дождемся официального обвинения.