Минфин утвердил новую форму отчетности банков за счета и кредиты клиентов с 1 января 2017 года.
На сайте uchet.kz появилось объявление: на основании приказа и. о. министра финансов от 8 июля 2016 года,
банки должны предоставлять налоговому органу сведения по банковским счетам, остатках денег на этих счетах и кредитах физических лиц с указанием сумм погашения, включая вознаграждение
Значит, с 1 января все казахстанцы, имеющие счета в банках и кредиты, будут как на ладони у налоговиков. Казахстан решил отказаться от понятия банковской тайны?
Мы выяснили любопытные подробности нововведения. Тот самый приказ и. о. министра финансов от 8 июля 2016 года утверждает формы отчетности для банков перед налоговиками. Заголовок в приказе недвусмысленный: «Об утверждении формы сведений о наличии и номерах банковских счетов, об остатках и движении денег на этих счетах, о предоставленных кредитах физическим лицам».
В тексте перечисляются те, кого непосредственно коснется исполнение приказа:
То есть вроде бы новость с сайта uchet.kz не касается всех поголовно.
Смотрим статью 50 закона о банках — в каких случаях сведения о счетах и кредитах могут быть раскрыты и кому?
Что же говорит та самая статья 581 Налогового кодекса, во исполнение которой все эти документы появились на свет?
Она говорит, что банки будут докладывать налоговикам информацию по физлицам-ИПшникам, кандидатам в президенты и депутаты, а также по их супругам, государственным служащим и условно-досрочно освобожденным из мест лишения свободы.
Как в этой связи можно трактовать заголовок приказа и. о. министра финансов от 8 июля «Об утверждении формы сведений о наличии и номерах банковских счетов, об остатках и движении денег на этих счетах, о предоставленных кредитах физическим лицам»? Ведь он однозначно говорит обо всех физлицах без исключения.
Как все это понимать, нам прокомментировал экономист Петр Своик.
— Считаю, что журналист, натолкнувшаяся на информацию о наступающей «прозрачности» банковских счетов казахстанцев для налоговиков, а заодно и проверившая, как это соотносится с действующим законодательством, наработала на целую сенсацию, — говорит эксперт. — И эту сенсацию теперь минфину надо либо срочно развеять своими убедительными разъяснениями, либо… Молчание, что называется, знак согласия.
И тогда и так уже не слишком крепкое доверие вкладчиков к казахстанским банкам, особенно:
на всем таком фоне только и не хватало, чтобы узнать, что фискальные органы могут запросто поинтересоваться, что у вас на счете
В самом деле, банковскую тайну у нас никто пока не отменял, на этот счет национальное законодательство (списанное с лучших мировых образцов) все гарантии соблюдает. В частности, приведенная статья закона о банках предусматривают открытие сведений либо в отношении защиты прав вкладчиков, и с их согласия, в случае банковских форс-мажоров либо в отношении граждан-предпринимателей – по их подлежащих налоговому контролю предпринимательским счетам.
Приказ же и. о. министра финансов мы можем понимать и так, что банкам придется давать сведения по всем вкладчикам, стоит только получить утвержденную фискальным ведомством форму. Конечно, приказ даже не исполняющего обязанности, а целого министра имеет только внутриведомственную силу и для банка приказом отнюдь не является. Но… кто знает.
К тому же, как правительство ни откладывает всеобщее декларирование, вообще от него не отказывается (надеясь оттянуть и растворить в этом так неприятное высокому чиновничеству и олигархату их собственное декларирование). Следовательно, приказ минфина можно трактовать и как подготовку к повальному «просвечиванию» всего населения.
Одним словом, подождем разъяснений минфина.