Ежегодно с наступлением декабря в стране начинается не совсем праздничная суета.
Студентам до 10 декабря нужно закрыть зимнюю сессию и покинуть альма-матер. Возможно, дело в том, что близится 16 декабря — дата, к которой у чиновников неоднозначное отношение.
Возможно, это и правильно. Самую импульсивную часть общества — молодежь — ради достижения своих корыстных целей могут использовать деструктивные силы.
Но может быть этот страх преувеличен? В этой связи интересно мнение известного общественного деятеля, доктора философских наук, профессора Амангельды Айталы. Он убежден: не надо опасаться декабрьских событий. Объявление 16 декабря Днем независимости Казахстана — логическое завершение выступления казахской молодежи в 1986 году. Эти два декабрьских события нельзя противопоставлять друг другу. Они взаимосвязаны.
Кроме того, с началом декабря начинается беспокойство среди национал-патриотов. На носу День независимости, а чиновники соревнуются, кто лучше подготовится к Новому году, еще даже не отметив главный государственный праздник Казахстана.
Так,
день Независимости остается в тени Нового года, вызывая негодование патриотов нации
Возможно, Казахстан зря отказался от Дня республики несколько лет назад, который отмечали 25 октября.
Впрочем, Амангельды Айталы не согласен с такой точкой зрения и убежден — День независимости надо праздновать именно 16 декабря.
По словам Амангельды Айталы, 25 октября — это не праздник независимости, а день, когда была принята Декларация о государственном суверенитете Казахстана. Чтобы решить эту проблему, мы должны четко отличать суверенитет от независимости.
— В политической терминологии суверенитет и независимость — два разных понятия, — говорит общественный деятель. — Так, Республика Татарстан как автономная республика в составе Российской Федерации в определенных рамках имеет самостоятельность, то есть суверенитет, например, во внешних отношениях, в вопросах бюджета и т.д. Суверенной является и Чечня. Однако и Татарстан, и Чечня, и другие автономные республики не независимые, а зависимые страны.
Поэтому 25 октября — день, когда мы в рамках советской власти объявили о суверенитете своей республики, которая подчинялась союзу. А после обретения государственной независимости суверенитет, объявленный в рамках союза, утратил свою значимость.
Независимость, несомненно, стоит выше суверенитета, поэтому нет смысла возвращаться к 25 октября. Это вчерашний день.
Проблема в другом — чиновники до сих пор не могут определиться, какой праздник для нас важнее — День независимости или Новый год?
Поэтому не успеет начаться декабрь, как в стране начинается подготовка к Новому году. Праздник Независимости остается в тени предновогодней суматохи. Если наше государство решит, что праздник независимости представляет большую ценность, то мы должны отмечать этот день как главный праздник страны 16, 17, 18 ,19 декабря. И только после этого начинать подготовку к Новому году и устанавливать елки.
Здесь все дело в самолюбии нашей страны, нашего государства. Если мы дорожим своими ценностями, тогда Новый год должны отодвинуть на второй план. Увы, такими темпами мы никогда не сделаем казахский народ патриотами и заставить уважать независимость.
Мне кажется, власть никак не может осознать это. А это должны понять и казахи, и русскоязычные казахи, и другие.
По большому счету эту идею должна была озвучить Ассамблея народа народа Казахстана. Именно она должна была выступить с обращением к народу страну: «Мы граждане Казахстана и гордимся этим. Независимость для нас самый ценный праздник, подготовку к Новому году нужно начинать только после проведения этого праздника». Однако они так не говорят, хотя это их прерогатива.
У меня есть внутреннее опасение, что Новый год, подготовка к которому начинается заблаговременно, ставят выше праздника Независимости, а это может породить в стране протестную психологию. С народом нельзя шутить. Чтобы ни говорили, но национальное гражданское самосознание казахов из года в год растет.