СССР рухнул не только благодаря политикам, но и по объективным причинам, убежден российский историк Ефим Пивовар.
25 ноября в Астане состоялась презентация книги известного советского и российского историка, члена-корреспондента Российской академии наук, президента Российского государственного гуманитарного университета Ефима Пивовара «Евразийский интеграционный проект на постсоветском пространстве: 1991 — 2015 гг. (Предпосылки, становление, развитие)». В ходе дискуссии вопросы об СНГ перетекли в другое русло — а был ли неизбежен распад СССР? Ефим Пивовар, как специалист в социальной истории, все-таки склонен считать, что развал Союза был обусловлены влиянием неизбежных и объективных общественных процессов.
Президент РГГУ отметил, что последний этап развития СССР совпал с научно-технической революцией (НТР).
— Два элемента НТР объективны, их нельзя избежать. Первый – это постоянный рост образования населения. Какой уровень образования был в 40-х годах прошлого века? На тот момент подавляющая часть населения заканчивала только начальную школу. После 1969 года вся страна стала получать среднее образование (не будем углубляться в вопрос его качества). Человека, который имеет среднее образование, убедить в явно несуразных вещах уже невозможно.
Образование рождает необходимость постоянного получения информации, а советская система зиждилась на том, что информацию нужно дозировать
или препятствовать ее получению, — пояснил Пивовар.
Это, по мнению ученого, стало первым объективным социальным процессом, который привел к крушению советской системы, не сумевшей ему ничего противопоставить.
Второе, на чем акцентировал внимание профессор, это создание благодаря НТР общества потребления.
— Конечно, в СССР по сути было псевдопотребление. Тем не менее, процесс формирования общества потребления начался еще в советское время. К примеру, именно при Союзе началась автомобилизация населения, то есть произошло индивидуализирование семьи – собственная машина позволяла перевозить своих родных не в автобусе, а в своей машине, — пояснил историк.
Уже в позднем СССР возникло понимание ценности потребления, подчеркнул российский ученый. Советский человек уже хотел иметь жилье, машину, бытовую технику. Казалось бы – примитивные потребности, однако
дефицит товаров народного потребления вступал в глубокое противоречие с зарождающимися ценностями общества потребления
И это стало вторым объективным социальным процессом, который подорвал советскую систему, считает эксперт.
Наконец, третий социальный процесс, способствовавший распаду СССР, состоит в урбанизации позднего Советского Союза.
— Если в начале 60-х годов каждый второй гражданин Союза жил в деревне, то в 70-е годы уже 76% населения населяло города. Каждый четвертый горожанин жил в городе-миллионнике. Сельское хозяйство к этому времени стало абсолютно неэффективно,
начался распределительный голод, когда в город за колбасой ехали те, кто ее производил
Это третий объективный социальный процесс, который привел в конце концов к распаду СССР и разрушению системы. Сталинский режим мог закрыть информацию о другом мире, заставить людей жить, как на острове. А система позднего СССР этого не позволяла, — подытожил историк.
Впрочем, наличие этих объективных процессов не снимает вопросов, связанных с субъективными факторами: деятельностью лидеров, столкновением между Горбачевым и Ельциным, которое сыграло ключевую роль в распаде СССР, считает Ефим Пивовар.