Укрепление правопорядка возможно при совместной работе парламента, правительства и гражданского общества, заявил спикер мажилиса Нурлан Нигматулин.
В мажилисе под председательством спикера палаты Нурлана Нигматулина проходят парламентские слушания на тему: «Дальнейшая модернизация уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства Республики Казахстан».
Открывая обсуждение актуальных вопросов, Н. Нигматулин подчеркнул, что верховенство права, справедливое судебное разбирательство являются залогом стабильности в обществе.
«Президент Казахстана – Лидер Нации Нурсултан Абишевич Назарбаев уделяет самое пристальное внимание обеспечению полноценной реализации и защите прав граждан Казахстана на справедливый суд как одной из наиболее важных задач общенационального характера», —
отметил спикер мажилиса.
По словам Н. Нигматулина, именно укреплению соблюдения прав человека, верховенства права, обеспечению независимости судебной власти должны способствовать все преобразования национального законодательства в сфере уголовной юстиции.
Напомнив о том, что с 1 января 2015 года введены в действие новые редакции УК, УПК и УИК, спикер мажилиса акцентировал внимание на результатах применения новых законодательных конструкций.
Как отметил Н. Нигматулин, применение альтернативных мер пресечения — залога и домашнего ареста — позволило в 3 раза сократить количество лиц, содержащихся под стражей, на 25% — число осужденных и следственно-арестованных. УИК в новой редакции предусматривает, в частности, расширение применения альтернативных мер наказания, развитие службы пробации, реализацию покамерного содержания осужденных в местах лишения свободы, ресоциализацию осужденных.
«В результате сегодня Казахстан по индексу верховенства права, который составляет Американская ассоциация юристов, опережает многие постсоветские страны», —
сказал Н. Нигматулин.
Отметив, что все вносимые поправки должны носить комплексный характер, Н. Нигматулин подчеркнул, что непоследовательность, бессистемность при принятии решений о судьбе тех или иных норм и институтов права недопустима.
По мнению председателя мажилиса, следует также избегать частого внесения изменений и дополнений в УК, УПК, УИК.
«Если нормы закона часто меняются, им сложно следовать», —
подчеркнул Н. Нигматулин.
Обеспокоенность спикера мажилиса вызывает и введение некоторых послаблений, передает пресс-служба палаты.
«Так, упрощенные формы расследования пока ещё не получили широкого распространения, хотя 25% уголовных правонарушений – это уголовные проступки и преступления небольшой тяжести. Они и по сей день отвлекают большое количество сил и средств правоприменителя, вызывая массу затруднений», —
отметил Н. Нигматулин.
Говоря о таком институте, как «примирение с потерпевшим», спикер мажилиса предложил рассмотреть дифференцированный подход к его использованию.
«Стоит подумать о том, чтобы возможность примирения была, но была только у тех, кто совершил преступление впервые. Тогда этим механизмом не смогут воспользоваться профессиональные преступники как уловкой с целью избежать правосудия», —
сказал Н. Нигматулин.
В качестве примера спикер палаты рассказал о том, что увод от ответственности за кражи стал частью преступного бизнеса. По свидетельствам практиков из правоохранительных органов, создан даже специальный преступный фонд, из которого возмещается ущерб потерпевшим. А вор остаётся на свободе и совершает новые кражи, пополняя при этом преступный фонд, благодаря которому остался на свободе.
«Мы заинтересованы в новых идеях и предложениях по совершенствованию Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов. Только при совместной и конструктивной работе парламента, правительства, гражданского общества, научного и экспертного сообщества мы сможем эффективно выполнить установку главы нашего государства Нурсултана Абишевича Назарбаева по обеспечению соблюдения прав и свобод граждан, строгому исполнению законов и укреплению правопорядка», —
резюмировал Н. Нигматулин.
В публичных дебатах в мажилисе помимо парламентариев принимают участие представители Конституционного Совета, Генеральной прокуратуры, КНБ, Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции, министерств внутренних дел, юстиции, финансов.
К обсуждению также приглашены представители непарламентских политических партий, Республиканской коллегии адвокатов, Республиканской палаты частных судебных исполнителей, НПО, научного сообщества, а также международные эксперты.