Латвийские власти рассчитывают на то, что меморандум о сотрудничестве с Китаем, подписанный в Риге на саммите «16+1», поможет восполнить экономические потери из-за сокращения российского транзита.
В Риге 4 и 5 ноября прошли саммит и бизнес-форум стран Центральной и Восточной Европы и Китая в формате «16+1». На эти мероприятия съехались главы правительств, а также 750 чиновников менее высокого уровня и бизнесменов из КНР, Албании, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Венгрии, Латвии, Литвы, Македонии, Польши, Румынии, Сербии, Словакии, Словении, Хорватии, Черногории, Чехии и Эстонии. Такие встречи проводятся ежегодно по инициативе Пекина, начиная с 2012 года.
В Латвии возлагали большие надежды на первый официальный визит в страну премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна. Это в первую очередь связано с резким уменьшением потока грузов из России через Латвию как из-за экономических санкций, так и из-за того, что РФ все больше использует для транзита на запад и север свои транспортные коридоры. Только в этом году грузооборот российских портов увеличился на 6%, а латвийские порты потеряли 10% транзита в Риге и 24% в Вентспилсе.
Подсчитывают потери и латвийские железнодорожники.
— Ситуация меняется, как в Латвии погода. Было солнечно и безветренно, а сейчас буря с дождем, — невесело шутит в интервью на портале BaltNews глава Латвийской железной дороги Эдвин Берзиньш.
И уж совсем неприятной новостью стало заявление руководства российского предприятия Транснефть о полном прекращении перевалки нефтепродуктов через прибалтийские порты к 2018 году. По прогнозам,
убытки стран Балтии в результате этого решения превысят миллиард евро
На этом фоне в Риге очень рассчитывают на то, что подписанные на саммите «16+1» договоры дадут старт новым потокам грузов из Китая. Как раз 5 ноября — к саммиту — в латвийскую столицу прибыл первый контейнерный поезд из китайского города Иу. Он привез одежду, обувь и сантехнику. Состав на вокзале встречали министр сообщения Улдис Аугулис, руководители Латвийской железной дороги и члены китайской делегации.
— Меня удивляет, что говоря о китайском транзите, не упоминают Россию и Казахстан, — комментирует проект нового «Шелкового пути» профессор латвийского Института транспорта и связи Игорь Кабашкин. — Ведь если китайские грузы будут идти по России, то почему они обязательно пойдут в порты Латвии, а не в Санкт-Петербург или другое место? Поэтому, если Латвия хочет работать с Китаем, параллельно ей нужно налаживать отношения и с Россией.
— Мы ведем переговоры с компанией «ТрансКонтейнер» и Объединенной транспортно-логистической компанией РЖД, а также железнодорожным акционерным обществом «Казахстан Темир Жолы», — утверждает в свою очередь Эдвин Берзиньш.
Поддержка развития нового «Шелкового пути» включена в пятилетний план развития КНР. Теперь глава Госсовета Китая отправится в Россию — уже в воскресенье, 6 ноября, Ли Кэцяна будет встречать в Санкт-Петербурге российский премьер Дмитрий Медведев. В ходе трехдневного визита ожидаются также переговоры с президентом Владимиром Путиным в Москве. У Кремля тоже немало надежд на сотрудничество с Пекином.