Новый и реалистичный план роста экономики показывает: ТОП-30 развитых стран нам не видать.
Миннацэкономики выдало план о том, как в ближайшие 10 лет экономика Казахстана будет выбираться из рецессии. Согласно стратегическому плану развития, который называется «Перезагрузка», к 2025 году ВВП вырастет на 35%, а производительность на 30%. Экономисты считают эти планы более чем скромными. По их мнению, Казахстан может превысить запланированные 3% роста ВВП в год…
— В 2005-2015 годы, даже с учетом 2-х периодов нестабильности на нефтяном рынке, реальный рост ВВП составил 70%, а производительности труда — 43%, — говорит известный экономист, председатель попечительского совета центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев. —
Благодаря высоким ценам на нефть и стабильности национальной валюты, в экономику вливался беспрецедентный объем тенге,
стимулируя внутренний спрос. Тенговая денежная масса увеличилась в 4,5 раза, кредиты — в 6,7 раз. При этом определенных отраслевых драйверов не было, структура экономики практически сохранилась, с небольшим перекосом в сторону отдельных услуг, например, торговли.
Концепция по вхождению в 30-ку развитых стран предполагала среднегодовой темп роста минимум 4,3%, или 52% до 2025 года, вместо предлагаемых 35%
Это как минимум означает сохранение отставания, а также усложняет дальнейший путь — с 2025 года придется «расти» уже на 4,8%. Для понимания: все усилия правительства в 2016 году были направлены на обеспечение 0,5% роста, что придется делать каждый год в течение 25 лет, не говоря уже об «основных» 4,3%.
Кроме того, Прогноз социально-экономического развития на 2017-2021 годы (ПСЭР) утверждает, что
численность занятых снизится примерно на 1%,
то есть производительность труда по экономике будет выше 35%. Если ее рост в ненефтяной экономике всего 30%, значит колоссальный рост ожидается в горнодобывающей отрасли. Но согласно ПСЭР, она вырастет максимум на 15-20%.
Эти цифры можно расценить как признаки грядущей массовой безработицы в неспокойных западных регионах
Ни одна из существующих госпрограмм не дает адекватного видения, как решать этот вызов.
В общем, к 2025 году ведомство министра Бишимбаева не планирует вывести страну из затянувшегося кризиса, ссылаясь на то, что экономике предстоит развиваться в новой суровой реальности. Власти ожидают, что ближайшее десятилетие страна будет жить «затянув пояс».
Как указывается в документе, ситуация, в которой находится экономика, связана не с временными трудностями, а с глобальной трансформацией мирового порядка, где:
Прежде чем вынести документ для широкого обсуждения с обществом, Куандык Бишимбаев обсудил его с экспертами. По итогам встречи «Стратегия-2025» была отправлена на доработку, а
с экономистов министр взял слово не разглашать информацию из стратегического документа
Тем не менее полная версия документа недавно появилась на одном из казахстанских сайтов, а значит «обет молчания» с экономистов снят.
Но от комментариев большинство из них все равно отказываются — уже не потому, что некорректно, а потому что сложно комментировать форму, не зная сути.
— Да, я читал стратегию, но там только целеполагание, планы, а конкретные, четкие механизмы не прописаны, — говорит экономист, директор ТОО «BRB Invest» Галим Хусаинов, обсуждавший стратегию с министром. — За счет чего планируется достижение тех или иных показателей, там только общими мазками написано. Министерство национальной экономики обозначило некоторые свои видения, но не раскрывает детализацию, чтобы понять реалистичность данных цифр и планов. Поэтому прокомментировать сложно на данный момент. 35% — это небольшой показатель. За 10 лет в среднем рост планируется в районе 3-3,5% годовых. В принципе, у Казахстана был рост и больше…
Похожий разговор состоялся и с экономистом Жарасом Ахметовым, который также обсудил «Перезагрузку» с Куандыком Бишимбаевым.
— Что касается темпов роста ВВП, то если провести определенные реформы, он может быть и выше планируемых 35%. Намного выше.
— Если бы вы планировали стратегию, какие бы цифры написали и что бы взяли за исходные данные?
— Экономические прогнозы существуют только для того, чтобы придать респектабельность астрологии. А если серьезно, то надо менять структуру экономики, тогда это даст основание для надежды на высокие темпы экономического роста.
— Структуру экономики в министерстве менять собираются?
— Без комментариев.
Директор в ТОО «Smart Investments» экономист Марат Толибаев после обсуждения стратегии в стенах министерства отметил положительный момент:
— Есть радующие моменты, есть и те, которые под сомнением. Сейчас я готовлю свои замечания, но нас просили воздержаться от публичных высказываний, пока документ не опубликован.
— Презентация «Стратегии-2015» уже опубликована.
— Тогда значит можно уже.
— Что вам показалось важным в этом документе?
— Там заложен иной механизм бюджетного разделения — они
хотят бюджет сделать не трех-, а четырехуровневым: республика, область, район и единица ниже района: сельский округ или микрорайон, если в городе
Каждый из этих уровней будет формироваться за счет определенных статей налогов. Если налог идет на второй уровень, то он идет в область, в центре никаких распределений не будет. Этот момент очень важен. Можно сказать, что это основной шаг к выборности акимов всех уровней, потому что без бюджетов выборность акимов — просто фикция. Если акима избрали, но он не имеет своего бюджета, а должен за каждым тенге идти к вышестоящему акиму и выпрашивать, то грош цена такой выборности.
Более подробно объяснил все Рахим Ошакбаев.
— В нашем понимании, как относительно «либеральных» экономистов, для изменения ситуации необходим более радикальный подход. Невозможно ожидать иного результата при использовании старых инструментов. Мы — не развитая страна и рост экономики в 35% недостаточен для нашего текущего уровня развития.
Потенциальный рост в 5-6% должен происходить не «точечно», а массово, инклюзивно, через вовлечение большого количества граждан в малое и среднее предпринимательство, готовых рисковать и инвестировать свои и заемные средства в экономику.
Очевидно, что это потребует радикальных либеральных решений, в первую очередь, безусловную реализацию институциональных реформ главы государства, а также реформу судебной и правоохранительной системы, государственного аппарата, сферы образования. Кроме того, следует обеспечить безоговорочный уход государства с конкурентных секторов, сокращение государственных расходов, снижение налоговой нагрузки, а также стимулирующую денежно-кредитную политику в части обеспечения предсказуемости тенге и постепенного снижения процентных ставок.
Рецепты давно известны, но в силу инерционных процессов в государственном аппарате, в закрытой системе нереализуемы. Поэтому мы являемся сторонниками открытой дискуссии, неважно, своевременной или нет, призывая государственные органы налаживать обратную связь с общественностью, воспринимать критику конструктивно и учиться коммуницировать с конечными потребителями их услуг.
Что же касается потенциальных драйверов роста отечественной экономики, по мнению Рахима Ошакбаева, они заключаются в следующем:
— Имея в запасе более 60 млрд долл активов Национального фонда и краткосрочный горизонт планирования, государство будет пытаться поддерживать положительные темпы роста ВВП за счет инфраструктурных проектов, что больше выглядит как сиюминутная инъекция в экономику. Для сохранения 10-летнего эффекта требуется более устойчивая бизнес-модель этих проектов — какие барьеры они снимают, насколько снизятся издержки, насколько вырастет торговля, экспорт, человеческие потоки и прочее. Подобная аргументация представлена слабо, и если отдельно взятый проект даст импульс, это будет выглядеть случайностью.
В очередной раз идут дискуссии по поводу отбора «приоритетных» отраслей в качестве драйверов роста. Однако довольно сложно представить, что структура экономики может сильно измениться за 10 лет, с учетом текущей активности во всех отраслях. К примеру, вновь популярное нынче сельское хозяйство не сможет обеспечить и большую часть 35% роста, иначе ее доля в ВВП достигнет 25%, что выше всей существующей промышленности, включая добывающую, обрабатывающую, электро- и водоснабжение.
Де-факто сохраняется ставка на квазигосударственный сектор
Сельское хозяйство стимулируется через КазАгро, ГПИИР построен на крупных проектах Самрук-Казына при поддержке БРК, вся транспортная и прочая инфраструктура остаются в государственной собственности, не говоря уже о таких традиционных «государственных» секторах как госуправление, образование, здравоохранение и культура. То есть вопреки очевидной неэффективности государственного управления и достоверным историческим примерам
мы продолжаем верить в государственный капитализм