В начавшейся после земельных протестов работе над ошибками парламенту отводится очень важная задача, для выполнения которой президент направил спикером мажилиса Нурлана Нигматулина. Его карьера с одной стороны, объясняет, почему именно он был брошен на спасение мажилиса, а с другой, дает объяснения изменению формата и содержания работы нижней палаты парламента, пишет sayasat.org.
Нурлан Нигматулин является одним из хэдлайнеров «комсомольцев» — управленческого класса, представители которой еще со школьной скамьи имели склонность к общественно-политической работе и видели себя на управленческой стезе. Школа ВЛКСМ дала своим воспитанникам большой опыт, который помог им успешно делать политическую карьеру уже в реалиях независимой страны. Не потерялся в новых условиях и наш герой, который к моменту ликвидации ВЛКСМ прошел все ступени комсомольской работы и к середине 90-х годов смог закрепиться в новой управленческой обойме. Последующее десятилетие он планомерно взращивался в госаппарате – госинспектором и замзавотделом орготдела администрации президента, заместителем столичного акима, вице-министром транспорта и коммуникаций, заместителем руководителя АП. После обкатки на рабочих позициях Нурлан Зайруллаевич получил направление акимом Карагандинской области, которую он возглавлял более трех лет (январь 2006-ноябрь 2009) и с которой началась его карьера как руководителя самостоятельного уровня.
Нурсултан Назарбаев: «Направляю его к вам, потому что не могу случайного человека направить в Караганду — вы меня знаете. Так получается, что я лично за обстановку в Караганде отвечаю, поэтому надеюсь, он с этой должностью справится. За этого человека нужно держаться двумя руками».
К приезду Нигматулина в Караганду ситуация на крупных промпредприятиях региона напоминала пороховую бочку. В коллективах «АрселорМитталТемиртау» и «Казахмыс» тлело недовольство низкой зарплатой, уровнем безопасности и условиями труда. Ситуация усугублялась «карманными» профсоюзами и самоуверенностью топ-менеджмента компаний. «Спусковым крючком» к массовым протестам стал взрыв на шахте им. Ленина. При всех сложностях, которые характерны стихийным выступлениям, г-н Нигматулин смог перевести протесты в конструктивное русло и добиться от работодателя серьезных уступок. После этого опыта медиатора он в последующем усаживал за стол переговоров шахтеров-регрессников, шахтерских вдов, горняков «Казахмыса», рабочих шахты «Абайская». И во всех случаях разрешал ситуации в пользу рабочих, подспудно улучшая социальное-экономическое положение моногородов. Но самое главное, на системном уровне была решена проблема конфронтации между рабочими коллективами и собственниками. Сам же Нурлан Зайруллаевич в Караганде прошел большую переговорную школу и приобрел опыт работы с населением. Во многом это обусловило его назначение первым заместителем председателя партии «Нур Отан», где он также продемонстрировал умение находить общий язык со всем политбомондом, сформировав в очень сжатые сроки общенациональную коалицию демократических сил, где сумел объединить практически все политические партии и несколько сотен неправительственных организаций.
В столичный Downtown Нигматулин вернулся заматеревшим управленцем, что помогло ему успешно провести правящую партию через две электоральные кампании, а после получить назначение спикером нижней палаты парламента (2012-14). В мажилисе Нурлан Зайруллаевич развернул кипучую деятельность, которая после однопартийного парламента воспринималась чем-то вроде разгула демократии. Так или иначе, эксперты начали причислять г-на Нигматулина к так называемому «ближнему кругу» президента, а вместе с этим признанием его имя стало появляться и в раскладах возможных сценариев по транзиту власти. Однако, в отличие от других «кандидатов в преемники», он публично дистанцировался от этой темы, о чем заявил в открытом письме. Подчеркнутое отрицание политических амбиций сыграло свою роль в новой вехе его карьеры как руководителя администрация президента. Здесь Нурлан Зайруллаевич акцентированно продемонстрировал свой функционал как сильного организатора, что особо было заметно на выборах в мажилис и главы государства. В общей сложности за последние семь лет он провел четыре избирательные кампании – две парламентские (2012, 2016) и две президентские (2011,2015).
Нурлан Нигматулин: «У нас один всенародно избранный президент, у нас один общепризнанный Лидер нации. И это не просто дежурные слова – это моя принципиальная позиция. Это мое политическое и жизненное кредо»
Известные события, связанные с земельным вопросом, принесли парламенту большие проблемы. С одной стороны, именно депутаты без боя приняли правительственный вариант земельной реформы, который позже взбудоражил общественность, а затем, после начавшихся протестов народные избранники как нашкодившая ребятня предпочли пересидеть бучу в кустах. С другой стороны, Земельная Комиссия, которая вела работу по доработке Кодекса, дискредитировала институциональную функцию парламента. Общество стало задаваться справедливым вопросом – а зачем нужен такой представительный орган? Свою роль сыграло и то, что накануне протестов парламентарии были в центре критики, связанной с размещением мажилисменов в гостинице «Пекин Палас» и последующими неоднозначными комментариями депутатов. Одним словом, общественная легитимность парламента была сильно подорвана. Для исправления ситуации в мажилис и был направлен президентом Нурлан Нигматулин, который имеет для выполнения этой миссии все необходимые компетенции – умение вести конструктивный диалог, проводить антикризисный менеджмент, навыки по выстраиванию системной работы, знание особенностей депутатской работы и прежде всего является «политическим тяжеловесом».
В силу своей институциональной предопределенности мажилис должен взять на себя инициативу по налаживанию коммуникаций между государством и обществом. Но сложность этой задачи заключается в то, что доверие и уважение населения нужно вернуть без ущерба как законотворческой работе, так и всей системе управления. Нурлан Нигматулин решил эту проблему следующим образом.
В первую очередь, изменилась практика рассмотрения законопроектов. В частности, проекты законов размещаются на сайте палаты. (Ранее не то что широкая общественность, даже журналисты из «парламетского пула» не имели доступа к законопроектам, которые зачем-то прятались «за семью замками».) Кроме того, через приглашение независимых экспертов в рабочие группы, мажилис проводит общественную экспертизу важных законопроектов. К примеру, в этой работе приняли участие Зауреш Батталова, Амиржан Косанов, Мухтар Тайжан, Петр Своик, Мухтар Шаханов, Евгений Жовтис, Женис Турмагамбетова, Досым Сатпаев, Андрей Чеботарев, Айдос Сарым, Марат Шибутов.
Фактически мажилис стал уникальной диалоговой площадкой, на которой все значимые общественные и политические силы страны имеют возможность обмениваться мнениями по всем проблемам, с которыми сталкивается общество.
Во-вторых, мажилисом взят курс на открытость законотворческой работы. Так, возобновились прямые трансляции пленарных заседаний в режиме онлайн на официальном сайте палаты, где также стали публиковаться депутатские запросы и ответы на них государственных органов.
Активизировалась пресс-служба мажилиса. Информация о деятельности депутатов, официальная позиция руководства мажилиса по различным актуальным проблемам стала оперативно доводиться до казахстанской и зарубежной общественности, отечественных и зарубежных СМИ.
Да и депутаты перестали «бегать» от прессы, стали охотно давать комментарии.
Образно говоря, среда стала днём мажилиса в информационном пространстве страны.
Такая открытость мажилиса сразу расположила журналистов, установился прямой рабочий контакт журналистского сообщества с мажилисом и его спикером.
В-третьих, правительству дан чёткий сигнал на необходимость серьезной подготовки для работы с мажилисом. Депутаты нижней палаты на «правительственных часах» и при рассмотрении законопроектов на пленарных заседаниях активно задают самые различные, зачастую «неудобные», вопросы министрам. Это уже почувствовали министр национальной экономики Куандык Бишимбаев, министр финансов Бахыт Султанов, министр энергетики Канат Бозумбаев, министр внутренних дел Калмуханбет Касымов, министр иностранных дел Ерлан Идрисов. И тон задает сам председатель палаты.
Таким образом, за 100 дней Нурлану Нигматулину удалось полностью переформатировать работу мажилиса.
Тем самым он в очередной раз успешно решил задачи, поставленные перед ним главой государства.