Военные разработчики Казахстана в начале 2016 года создали экспериментальную модель наземного робота, способного работать в городских условиях в качестве разведчика, сообщает корреспондент Sarbaz.kz.
Разработкой военного робота занимаются специалисты инженерно-технического управления Военного научно-исследовательского центра (ВНИЦ) Национального университета обороны имени Первого Президента РК – Лидера Нации под руководством заместителя начальника НУО по научной работе – начальника ВНИЦ полковника Мухтара Серкпаева. Они решили сделать акцент именно на роботе, ведущем наблюдение за наземной обстановкой, который бы продвигал вперед войска в городе. В начале 2016 года образец был готов. Сейчас он активно проходит тестирование, в ходе которого выявляются сильные и слабые стороны.
Наземный робот-разведчик может построить объемную 3D-модель местности, тем самым определить безопасные пути прохода военной техники. Кроме того, среди заявленных возможностей – способность распознавать огневые точки противника, обнаруживать заминированные участки и передавать оперативную обстановку на передвижной командный пункт управления.
Дальность передачи связи и управления – до 4 километров. Для наземного робота, по мнению начальника инженерно-технического управления ВНИЦ НУО подполковника Темиржана Карбаева, непосредственно занимающегося разработкой робота, это эффективная дальность применения. Поскольку в отличие от беспилотных летательных аппаратов, где применяется дальность от 50 до 200 км, у наземного робота более специфические задачи.
– Эффективная дальность применения для наземных роботов — до 5 км. Поскольку такой робот, однозначно, далеко от войск не уходит, он идет впереди, чтобы обнаружить минно-взрывные заграждения, растяжки, огневые точки противника, а воздушный дрон определяет общую обстановку, ориентирует наводчика для ведения огня, определяет местоположение противника. То есть наземный робот где-то даже может вызвать огонь на себя, заснять обстановку, он видит то, что не увидит воздушный дрон, — рассказывает подполковник Темиржан Карбаев.
Сейчас данный робот весом в 24 килограмма может развивать скорость до 60 км/ч в любую погоду, в любое время года. Полезная нагрузка составляет до 75 кг. На управляемое устройство можно установить различное оборудование – это и системы видео и аудиофиксации, датчики определения препятствий, тепловизор, оборудование для минирования и подрыва местности и техники, прицепную тележку с лебедкой (для вывоза раненых). К нему также прилагается наземная станция управления в виде чемодана-компьютера с передатчиками.
– Сейчас данная модель — это лишь экспериментальный образец. Это прототип, изделие, которое дает нам понять, можем ли мы сделать его лучше. Модель, позволяющая выявить слабые и сильные стороны по электронике, ходовой части, использованию. Все заявленные тактико-технические характеристики уже принадлежат этому образцу. А если мы будем делать опытный образец и на другой платформе, то все показатели увеличатся: и грузоподъемность, и проходимость, и дальность управления, – говорит военный разработчик. — К примеру, сейчас при объеме бензобака в 6 литров время автономной работы робота составляет несколько часов, соответственно при увеличении бензобака также увеличивается и время работы.
Кстати, робот оснащен двигателем внутреннего сгорания. Понятно, что в сравнении с электроприводом это шумно и грязно из-за выхлопных газов, но это все отрицательные действия. В остальном плюсов больше. Во-первых, увеличивается продолжительность работы, во-вторых – полезная нагрузка. А для робота это два основных фактора. Да и в условиях боя, когда вокруг стрельба, пыль и грохот, уже не до стерильной чистоты. Испытания образец робота-разведчика проходил в апреле 2016 года на полигоне Национальной гвардии РК, где специалисты протестировали его возможности. За пределы стен Национального университета обороны РК устройство пока не выезжало. Главной целью для создателей сейчас является решение проблемных вопросов в ходе управления и непосредственно движения робота.
Однако на этом разработчики военного научно-исследовательского центра не останавливаются – весной 2017 года планируют создать робота на гусеничном ходу. Более того, сделать из него не просто наблюдателя-разведчика, но и настоящего бойца.
– Уже сейчас с данными тактико-техническими характеристиками робота можно апробировать в войсках и использовать как вспомогательное разведывательное средство, но если расширить платформу и интегрировать в него программу модульного вооружения, то из него можно создать и боевого робота, как это делают наши российские коллеги. Когда мы увеличим платформу, то сможем поставить дистанционно-управляемый модуль от «Аселсан Инжиниринг» весом в 250 кг. И тогда не будем уступать в возможностях зарубежным аналогам. Робот будет вести не только разведку, но огневое поражение, – говорит подполковник Темиржан Карбаев.
Единственные проблемы, связанные с разработкой боевого робота, – это финансирование. Работа по его созданию заложена в план научной работы, но в инициативном порядке. Военные инженеры надеются, что новое руководство минобороны РК примет в этом вопросе положительное решение.
К слову, непосредственного заказчика у создателей также нет. Однако уже сейчас к новой разработке проявили интерес силы специальных операций.
– Мы просто знаем, что рано или поздно данные разработки будут необходимы нашей армии, – считает подполковник Карбаев.
Если новая разработка заинтересует оборонно-промышленный комплекс Казахстана, то, по словам подполковника Карбаева, для перехода на новую расширенную платформу уйдет около 1,5 года, плюс около года на войсковые испытания. Через два года можно говорить о мелкосерийном образце.
– Хочу отметить, что мы являемся научной организацией, не производственной. Но при необходимости, мы сможем изготовить опытный образец, подготовить конструкторско-технологическую документацию, рабочие чертежи, обосновать технологию производства и передать на оборонно-промышленный комплекс. Если же отечественный ОПК скажет, что для освоения производства у него не хватит технологических линий, то наши специалисты могут выехать на место и организовать производство там, – говорит начальник инженерно-технического управления ВНИЦ.