Значительное снижение спроса на доллары, произошедшее в первый месяц осени на Казахстанской фондовой бирже (KASE) в преддверии давно ожидаемого повышения базовой ставки Федеральной резервной системой США, только на первый взгляд выглядело сюрпризом.
Напомним читателям, что «365info.kz» в материале «Биржевой валютный рынок опять «разогрелся» отмечал заметное укрепление обменного курса казахстанской валюты в августе после резкого июльского скачка доллара вверх и вызова председателя Нацбанка Данияра Акишева в Акорду по этому поводу. Говорилось тогда и о том, что в последний месяц лета участники биржевого валютного рынка не стали снижать свою активность на нем вопреки укреплению тенге, а напротив, резко увеличили обороты. Тогда на спот-рынке доллара в августе по сравнению с июлем прирост объема сделок составил 25,4%, до $2 млрд 821,7 млн – второго по величине месячного результата текущего года. На своп-рынке американской валюты объем торгов увеличился на 27,9%, до $6 млрд 447,1 млн – больше было только в январе и феврале.
В сентябре укрепление национальной валюты продолжилось, по итогам утренней сессии KASE она оттеснила доллар со средневзвешенной отметки в 341,0 тенге на начало месяца до 335,06 тенге на его конец. Как нетрудно подсчитать, тенге окреп на 1,8%. Но связывать это явление с ростом мировых цен на нефть можно лишь отчасти. Дело в том, что они росли за первый месяц осени гораздо быстрее – на 4,8%. А как уже не раз отмечалось, Нацбанк давно не дает тенге укрепляться темпами, адекватными росту нефтяных цен, в отличие даже от российского рубля (см. по этому поводу материал «Простой секрет Данияра Акишева: тенге укрепили с особой целью»).
Заявления представителей Нацбанка и KASE, что приободренные укреплением тенге к доллару его участники начинают активно избавляться от «зеленого» и «переворачиваться» в национальную валюту, на самом деле не вполне соответствуют реальности. Ведь данные биржевых аналитиков за сентябрь показывают не продолжающийся рост оборотов по сделкам с долларами, а значительное падение по ним к августу! Так, на спот-рынке доллара снижение составило 20,5%, до $2 млрд 243,0 млн, на своп-рынке — 28,8%, до $4 млрд 590,2 млн. Показательно, что первый результат является месячным минимумом с ноября прошлого года, когда г-н Акишев был назначен председателем Нацбанка. А второй показатель за этот же период стал третьим по значению минимумом после мая и марта.
Объемы торгов долларом США на Казахстанской фондовой бирже (KASE), млн USD
Источник: KASE
Элементарная логика подсказывает, что раз уж участники рынка перестали запасаться долларами или сбрасывать их на биржу прежними темпами, то объяснением этому затишью может служить неявный переход Нацбанка к политике фиксированного курса в некоем коридоре, на что указывают некоторые эксперты. Можно также предположить, что регулятор по осени дал рынку гарантии на некоторый период по движению обменного курса в этом неявном диапазоне с некоторой заданной скоростью и в одном направлении. Иными словами,
Нацбанк вполне возможно мог вернуться к прежней своей курсовой политике, проводившейся до перехода к свободному плаванию тенге и режиму инфляционного таргетирования в конце лета прошлого года.
Но ведь как раз об этом и просил отечественный бизнес, лишившийся горизонта планирования, не говоря уже о критично настроенных экспертах, доказывавших, что на самом деле никакой свободы обменного курса на самом деле не может существовать в нынешних условиях Казахстана! Добавим также, что самому Нацбанку возврат к прежней курсовой политике пока весьма выгоден – ведь ему удается не только пополнять свои золотовалютные резервы, но и экономить на выплате миллиардных компенсаций вкладчикам банков.