Любое развитие, движение вперед сопровождается трясками и определенными перегрузками на разных этапах своего пути. Казахстанский кинематограф как стыковая область сочетания культуры, творчества и предпринимательства в настоящий момент переживает динамичный период своего развития, а потому его частенько «трясет».
Скандалы, сопровождающие в последнее время деятельность «Казахфильма» как генерального продюсера большей части выпускаемой в стране продукции, можно условно поделить на три группы.
В последнюю группу явно может угодить производство картины «Феникс».
С идеей картины выступили режиссер Талгад Жанибеков и театральный деятель Тунгышбай Жаманкулов, выступающий в роли продюсера и планировавший сняться в этом научно-фантастическом блокбастере.
Синопсис фильма повторяет сюжеты американского кинематографа – неудачный эксперимент ученого (в случае с «Фениксом» — несколько таких экспериментов), в результате которого Природа возмущается и делает человечеству эвтаназию путем потопов, смены магнитных полюсов и остановки вращения самой планеты. Чтобы дать отпор разбушевавшимся стихиям, с космодрома «Байконур» запускается космический корабль с неведомым устройством на борту под названием «Феникс».
В 2014 году «Казахфильм» выделил на предподготовительный процесс 100 миллионов тенге. Деньги выделялись по договору на оказание государственных услуг. Затем киностудия заключила с компанией-продюсером картины еще один договор на 550 миллионов тенге для дальнейшего производства фильма. Однако в 2015 году госзаказ на «Феникс» утвержден не был – сомнительным показался коммерческий эффект от первого казахского фантастического блокбастера.
Талгад Жанибеков и Тунгышбай Жаманкулов не стали сидеть сложа руки и привели в «Казахфильм» потенциального инвестора своей картины. Им оказался Александр Севостьянов из ООО «Альдамиса Рус». Россиянин сообщил, что его фирма входит в группу компаний голливудской Aldamisa Entertainment, достаточно известного концерна, известного такими фильмами как «Мстители-Эра Альтрона», «Город грехов», «Мачете», «Повар на колесах». Россиянам, дескать, так понравилась идея фильма «Феникс», что они согласны вложить в картину еще 3 миллиона долларов. А если понадобится – то еще и два сверху.
Естественно, «Казахфильм» заключает с продюсерским центром Тунгышбая Жаманкулова и ООО «Альдамиса Рус» трехстороннее соглашение. Однако Министерство финансов перечислять деньги на производство «Феникса» не дает, ставя под сомнение сей договор.
Казалось бы, есть же инвестор с предложением финансирования, а самому «Фениксу» от государства и требовались как раз только 550 миллионов тенге, или в пересчете 3 млн долларов. Но Жаманкулов с Жанибековым и примкнувшим к ним Севостьяновым легких путей не искали, начав рассылать по всем известным им адресам жалобы, а потом и вовсе устроив судебную тяжбу с «Казахфильмом».
Как итог их кипучей деятельности, судьбой уже выделенных государством средств заинтересовались компетентные органы.
Выяснилось, что из потраченных 100 миллионов тенге за 35 миллионов Жаманкулов и его команда не могут даже адекватно отчитаться. Оставшаяся часть финансирования ушла на разные затраты, а также на зарплаты (высокие у начальства и неправдоподобно мизерные у задействованного персонала, в том числе и актеров) и подготовку так называемого тизера фильма «Феникс».
Была нанята экспертная комиссия, установившая, что заложенные в смету на производство трехминутного ролика средства явно завышены. Любой, кто видел этот тизер на YouTube и немного разбирается в кино, поймет это и безо всякой комиссии.
Ролик состоит из четырех эпизодов, один из которых – из голливудского блокбастера «Послезавтра»
Компьютерная графика, использованная в ролике, вгоняет в краску любого, мало-мальски знакомого с матчастью – такое сейчас школьники в социальных сетях рисуют. Судя по тому, что комментарии к ролику отключены, пользователи были, мягко говоря, не в восторге от увиденного, о чем спешили сообщить авторам картины.
https://youtu.be/-x08T-Kxb8A
Финальную точку в спорах вокруг картины поставили американские дипломаты. Посол США в Казахстане Джордж Крол, откликнувшись на просьбу казахстанских чиновников проверить, действительно ли существует связь между ООО «Альдамиса Рус», уставной капитал которой составляет всего 10 000 рублей, и американской Aldamisa Entertainment, прислал письмо следующего содержания:
«К сожалению, нам не удалось подтвердить факт взаимоотношений между данными компаниями, если таковые имеются. При данных обстоятельствах я рекомендую Вам продолжить работу по поиску прямых контактов представителей этих компаний в городе Москве и в Соединенных Штатах…».
Словом, в голливудском концерне о своей российской «дочке» и знать не знают.
Таким образом, история с «Фениксом» чем дальше, тем больше приобретает черты сомнительной операции, цель которой получить от государства деньги, чтобы потом ни за что не отвечать. Собственно, Тунгышбай Жаманкулов на недавнем собрании театральных деятелей в Алматы лично подтвердил, что отвечать за провал «Феникса» не собирается:
«Я там не менеджер, я просто там продюсер, у меня нет ни одной подписи ни на одной бумаге, есть там исполнительный продюсер, киношники все знают. Они тратят деньги, я просто нашел деньги и на меня этот криминал не подойдет ни в коем случае, если даже их посадят!».
Это, наверное, был еще и такой своеобразный сигнал Талгаду Жанибекову: отвечать за махинации и растраты будет именно он и исполнительный продюсер. Но учредителем ТОО «Туран», на чей счет и были перечислены эти деньги, является Тунгышбай Жаманкулов…
Редакция готова предоставить Тунгышбаю Жаманкулову возможность ответить на изложенные факты.