Доктор философии рассказал, какие вызовы стоят перед казахским этносом и Казахстаном в целом.
Кто такая новая элита и почему современный Казахстан до сих пор живет без национальной идеи? Почему мы должны вечно бороться за независимость и что такое «национальное единство»? Ответы на эти и другие вопросы дал доктор философии, президент Международной Тюрко-Славянской Академии, известный общественно политический деятель Досмухамет Нур-Ахмет в рамках первой публичной лекции проекта «IQ Studio», выдержки из которой мы сегодня публикуем.
Хотя необходимость созрела давно, Казахстан не выработал еще свою национальную идею или идеологию, несмотря на неоднократные попытки властей сделать различные вбросы в общество. Величественные задачи, озвученные властью, некоторые наши горе-апологеты понимают буквально и предлагают решать через непосредственное строительство вечной страны. Как в свое время строили коммунизм. А никому еще построить вечное государство не удавалось. Употребление термина «вечность» по отношению к казахам как к народу является не совсем корректным и уместным. Ведь понятие «вечность», кроме Всевышнего, казахи традиционно применяют только по отношению к «тому», а не к «этому» миру…
Вечной должна быть объявлена не сама страна, а борьба за ее независимость
Борьба за независимость и процветание страны — это вечный бой, в котором должен участвовать каждый.
Независимость государства не дается навечно и требует приложения огромных усилий. Это постоянный труд не только в период ее приобретения, но и всего обладания. Борьба за независимость — это не разовая деятельность, а величина постоянная и поэтому требует приложения постоянных усилий, а не постоянного распыления всех имеющихся ресурсов. За свободу, за свои права нужно бороться. Кто не борется, тот сам ежедневно убивает свою свободу и свою жизнь. Кто участвует в борьбе — проигрывает меньше.
Важное значение среднего класса состоит в том, что таковой, состоя в основном из госслужащих, представителей среднего бизнеса и некоторых других людей, является объективным защитником и носителем государственного сознания и интересов, а также примером образованности. Поэтому он выступает главной опорой государственности, оплотом законности и сторонником интеллектуального развития нации.
Государство, в котором нет среднего класса, не может подняться на высокую ступень развития и войти в число развитых стран
В стране без среднего класса нет центра тяжести, ее легко обгоняют ветра чужих государственных и иных интересов. Ибо в таких псевдогосударствах есть только крепостная масса и правящая каста.
Однако необходимо знать, что средний класс появляется тогда, когда произвол правительства и чиновников предотвращается сопротивлением противоположных сил. И он появляется только в том месте, где существуют, хотя бы относительно, независимые права относительно независимых людей.
Несвободные граждане не могут построить сильное государство
Как Казахстану строить отношения с другими государствами? Есть несколько доктрин для этого.
Доктрина мирного существования. По этой доктрине страны признают друг друга суверенными государствами на основе международного права, хотя интенсивно не взаимодействуют друг с другом. В таких отношениях находятся большинство стран на планете.
Доктрина добрососедства. Поскольку любое государство граничит с другим таким же государствами, необходимо руководствоваться принципом:
соседей не выбирают, а взаимодействовать с ними приходится
Поэтому желательно, чтобы эти взаимоотношения были как минимум мирными и добрососедскими.
Доктрина дружбы. Государства при реализации своих национальных интересов обнаруживают сходства и противоположности с аналогичными интересами других государств. Так, две или несколько стран подписывают соответствующие соглашения или образовывают между собой региональные или иные союзы по интересам. Эти союзы могут быть как стратегическими, так и тактическими. По истечению обстоятельств, благодаря которым были образованы эти союзы, например тактические, они могут быть аннулированы, а стратегические остаются.
Доктрина единства и братства. Это исторически возникшие союзы государств, созданные на основе единства основных духовных, культурных и иных ценностей и традиций их народов. Связи между ними осуществляются не только на уровне государственных органов, но и между коллективами, организациями, а также гражданами этих стран. Такой союз мы называем естественным союзом.