Придумав штрафы для бизнеса за утаивание вакансий, государство разрешило увольнять пенсионеров просто так.
Малый и средний бизнес лихорадит — минздравсоцразвития издало приказ об обязательной сдаче сведений о наличии вакансий на предприятиях. За несоблюдение — штраф 10 МРП (21210 тенге). Первые отчеты бизнесменов обязали сдать к 1 октября.
На первый взгляд, это новшество окончательно закручивает гайки субъектам малого и среднего бизнеса, а с другой — вроде как помогает государству бороться с безработицей. Так ли это на самом деле, рассказал нам генеральный секретарь Казахстанской конфедерации труда Мурат Машкенов.
— Речь идет о том, что если высвобождаются рабочие места, то на основании норм, прописанных в Трудовом кодексе и Законе «О занятости населения», работодатель обязан предоставить эту информацию в центр занятости.
— Вы упомянули Трудовой кодекс и закон. То есть эта норма прописана не только в нашумевшем приказе?
— Последние поправки в Трудовой кодекс были внесены в ноябре 2015 года, вступили в силу с 1 января 2016 года. Там это требование к работодателям есть. Впрочем, и до внесения этих поправок работодатели в обязательном порядке сдавали такую отчетность в статистические органы.
— То есть норма старая, просто ее никто не исполнял?
— Не уверен, что не исполняли.
— А что за шумиху вокруг приказа тогда подняли предприниматели?
— Этот приказ от 17 июня 2016 года по большому счету является исполнением закона о занятости населения, который был принят 6 апреля 2016 года. Кроме того, административный кодекс дополнили статьей за нарушение исполнения норм этого закона. Теперь недисциплинированных бизнесменов будут наказывать штрафом. Вот и причина паники.
— А с какой целью были приняты эти нормы вообще — ликвидировать безработицу или окончательно закрутить гайки бизнесу?
— Ни в коем случае не думаю о втором. Основное направление закона о занятости населения — решать вопросы с большой армией тех, кто остается без работы в случае увольнения, сокращения штата, ликвидации предприятий. Кроме того, у нас много переселенцев, иностранцев, лиц без гражданства. И так как Казахстан ратифицировал массу международных правовых актов по вопросам занятости, мы были обязаны вынести решение этого вопроса на другой уровень. Отсюда и этот закон, и позднее принятый приказ минздравсоцразвития. По статистике, в Казахстане сейчас трудоустроено 8 млн экономически активного населения. Из них 6 млн человек работают официально и платят налоги, а 2 млн — самозанятые и в сфере трудовых отношений находятся на птичьих правах. Они не защищены социально и в то же время не попадают в разряд безработных — хоть какой-то доход у них нет-нет да случается.
Официально безработными у нас считаются только зарегистрированные в центрах занятости. Их по стране всего 500 с лишним тысяч человек, 5 процентов от экономически активного населения. Но на самом деле безработных гораздо больше, просто они не встают на учет. А самозанятых на учет не берут вообще.
— Итак, предприятия должны предоставлять отчетность. Теперь центры занятости начнут навязывать бизнесменам своих подопечных?
— Нет такой обязанности. По большому счету, изданием приказа министерство просто осуществило координацию всех своих структурных подразделений, контролирующих движения безработных. Основная нагрузка ляжет, конечно, на центры занятости.
Позитивная сторона новшества — всегда свежая база данных о наличии вакантных мест по стране
И это неплохо. Другой вопрос, какой контингент подучетных числится в центрах занятости и какие вакансии открыты. Как правило, это неквалифицированный труд с низкой оплатой.
Поэтому сегодня трудоустройство безработных через центры занятости малоэффективно. Беседуя с безработными, я, например, часто слышу, что
состоять на учете в центре занятости накладно по времени — каждый месяц нужно бежать вставать на учет
предоставить кучу бумажек и справок. Система забюрократизирована. Все это отталкивает людей.
— По некоторым данным, только в Алматы несколько десятков тысяч мелких фирм. Конечно, не во всех текучка кадров. Но просто представьте, какая дополнительная нагрузка, караемая штрафом, легла на плечи малого и среднего бизнеса и на центры занятости.
— Норма была давно, а вот штрафы — да, они заставили ее работать. Но меня в этой ситуации волнует другое. В то время, как Министерство здравоохранения и социального развития создает видимость борьбы с безработицей, в Трудовом кодексе с 1 января 2016 года заработало новое основание для увольнения работников — выход на пенсию. Только представьте себе — человека теперь совершенно спокойно можно уволить только за то, что он стал пенсионером
Эта статья — не что иное, как карт-бланш для работодателей в борьбе с неугодными сотрудниками или в трудоустройстве «нужных» людей
Старость как бы стала приговором. Вот это ну никак не коррелирует с тем, что в стране объявлена война с безработицей. Мы даже никогда не сможем узнать статистику уволенных пенсионеров, потому что бизнес — частный.