Случайно или нет, но ученые вуза публикуются в мошеннических журналах, выкидывая деньги на ветер.
На содержание Назарбаев Университета уходит в среднем 89 млрд тенге в год. Казахстанцы знают, что это особый вуз, чей статус задан отдельным законом: НУ не отчитывается о своей работе никому и не платит налогов.
Расходы на образование в 2016 году составили 455,78 млрд тенге. По линии минобразования РК НУ финансируется на сумму 60,2 млрд тенге
Если прибавить целевые вклады в НУ
то общая сумма финансирования НУ составит 89,04 млрд тенге, или 20% от всех расходов на образование.
Чего собственно хотело государство и правительство, создавая НУ? Главная цель Назарбаев Университета — вывести на международный уровень систему образования и науки Казахстана.
Однако «маститые ученые» не очень-то хорошо поднимают престиж Казахстана. Скорее наоборот — позорят
В базе Scopus обнаружено 8 статей ученых НУ, опубликованных в хищных (то есть фальшивых) журналах открытого доступа, входящих в черный список Джеффри Билла. Это означает, что научная ценность таких статей крайне сомнительна.
В 2014 году учеными НУ была опубликована 1 такая сомнительная статья, в 2015 году — 3, и уже 4 статьи — в 2016 году. Тенденция налицо.
Ученые НУ публикуются в таких хищных журналах как:
Один из критериев оценки эффективности организаций высшего образования и самих ученых — публикационная активность. Статьи в престижных научных журналах добавляют ученому веса, увеличивают его репутацию и показывают его реальный уровень как ученого. Естественно, это открывает немало возможностей.
В «хищных» журналах наоборот. Все просто: если серьезные авторитетные издания проверяют научные статьи перед публикацией, относятся к ним критично и публикуют только самые выдающиеся работы, то
«хищные» издания просто берут деньги с авторов за размещение публикаций, однако научной ценности эти статьи не имеют
Конечно, «хищные» издательства научились обманывать, фальшиво декларировать свою индексацию в Scopus, приписывать чужие заслуги, имена известных ученых к одобрению исследований, о которых эти ученые и слыхом не слыхивали. Иногда они пишут импакт-фактор (индекс цитирования, показатель важности научного журнала, — прим. ред.) от таких же несуществующих фейковых компаний. То есть несуществующие компании дают рейтинг таким же выдуманным изданиям.
Увы, на такой двойной обман попадаются ученые. Но настоящего ученого «хищный» журнал не должен обмануть. Впрочем, кажется это не про некоторых ученых НУ.
— Думаю, что необходимость публикации как таковой плюс дельцы от псевдоиздателей влияют на эту картину. Нужна централизованная политика разъяснения и прямого запрета. Для этого комитет по контролю может создать и вести список хищнических журналов по аналогии со списком Джеффри Билла, — говорит руководитель подразделения Thomson Reuters IP & Science в России и СНГ Олег Уткин.
— То есть вы считаете, что именитые ученые НУ оказались наивными жертвами опытных мошенников?
— Ученые дезориентированы и не видят угроз для своей репутации, и это надо им постоянно втолковывать.
— Как дорого такие ошибки ученых обойдутся вузу? Ведь это испорченная репутация.
— Конечно! И университет должен эту практику запретить.
— А как на Западе? Если бы, к примеру, ученые Оксфорда публиковались в таких журналах? Какая реакция последовала бы?
— Там роль научных обществ намного больше, их осуждение страшно для любого члена даже более, чем негатив по административной линии.
— Но ведь Назарбаев Университет — особый вуз, с огромным финансированием из бюджета, в основном там работают иностранные преподаватели. Но они начинают публиковаться в фальшивых изданиях, а это халтура. Получается, что осуждение там — страшно, а здесь — пустой звук?
— Думаю, что здесь опасно обобщать, моральный выбор такого рода — вещь сугубо личная.