Отсутствие инвестиций, решения без учета мнения народа — букет возможных претензий президента.
Политолог, директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев считает, что системные проблемы, которые Казахстан все никак не победит с «шоколадных времен» — удел большинства председателей правительства. Как до, так и после Масимова. Такое предположение эксперт сделал накануне расширенного заседания правительства с участием президента.
— У главы государства летом уже было несколько встреч как с отдельными членами правительства, так и с премьер-министром. В июне, например, состоялось полурасширенное совещание по поводу деятельности национальной комиссии по модернизации. Почему я упомянул приставку «полу»? На нем присутствовали и Карим Масимов, и Дарига Назарбаева, и тогдашний глава администрации президента Нурлан Нигматулин. Тогда президент озвучивал не столько критику, сколько давал новые поручения премьер-министру, исходя из тех задач, которые были поставлены еще в начале 2016 года. Насколько я помню, тогда Нурсултан Назарбаев даже заявил о том, что работа, проделанная правительством, была хороша с точки зрения закладывания базы для очередных реформ. Выходит, что
в принципе даже если критика будет звучать в адрес премьер-министра, она будет больше нацелена на то, чтобы кабмин не расслаблялся
Карим Масимов, что естественно, несет ответственность за работу всего правительства и реализацию 5 институциональных реформ. Тем более, что у президента на этот счет есть недовольство, и он это высказывал, в том числе и по итогам земельных митингов. Мы помним, в результате была создана земельная комиссия, новое министерство информации.
— Пока какой-то видимый эффект от этих аппаратных реформ не особо заметен…
— Претензии у президента могут быть в свете того, что те экономические программы, которые реализует правительство, часто разрабатывались без учета мнения тех или иных социальных групп. Это хорошо показали земельные митинги. Кроме того, что самое печальное, — даже одобренные и профинансированные экономические программы не анализируются с точки зрения конечных итогов.
Интересным является тот момент, что
незадолго до этого расширенного заседания появилась информация о многочисленных коррупционных скандалах в регионах на уровне акимов
Получается, если правительство что-то и придумывает по новым экономическим программам, выбивает бюджет на их реализацию, то сама исполнительная вертикаль в регионах до сих пор как не работала, так и не работает. Я говорю по поводу ее эффективности. Даже несмотря на то, что в свое время президент проводил аналогичные расширенные заседания с акимами регионов и высказывал им похожие претензии по поводу их неэффективной деятельности.
На самом деле претензии не высказываются одному лишь Кариму Масимову, поскольку он — лишь одно из звеньев громоздкого неэффективного бюрократического аппарата. К сожалению, несмотря на критику главы государства, отчеты счетного комитета, этот аппарат так и не научился работать, экономя денежные средства, хотя призывы президента затянуть пояса были. Ничего этого нет. И все претензии были и будут к любому премьер-министру. До Масимова и, скорее всего, после него.
— Может ли отдельной темой на заседании стать программа форсированного индустриально-инновационного развития?
— Конечно. Я думаю, что это одна из самых болезненных точек, потому что было очень много озвученных красивых цифр по поводу новых предприятий, тех или иных кластеров. Но как показывает практика, ПФИИР так и не смогла снизить нашу сырьевую зависимость. Все значительные заявления, которые делают премьер-министр и всего его министры экономического блока касательно экономических перспектив Казахстана, в основном сводятся опять-таки к цене на нефть. У нас и бюджет трехлетний до сих пор формируется, исходя из цены на нефть.
Председатель Нацбанка во время встречи с президентом тоже основную часть доклада посвятил конъюнктуре на мировом сырьевом рынке
Кроме того, мы видим реальное сокращение инвестиций в Казахстан. Приток прямых иностранных инвестиций упал. А те, что идут, в основном направлены в добывающий сектор. То есть Карим Масимов не может сейчас похвастать инновационной несырьевой экономикой. Ее в Казахстане пока еще нет. По крайней мере, она явно не в том виде, в котором ее презентовали несколько лет назад. Конечно, нужно еще учитывать фактор того, что под боком у Казахстана растут довольно серьезные экономические мощные силы в лице того же Китая.
— Недавний визит президента в Китай как раз говорит о том, что скорее всего внутри правительства есть очень мощные лоббисты привлечения китайских инвестиций в нашу экономику. Но недавние земельные митинги показали, что в будущем тесное сотрудничество с Китаем может вызвать серьезные проблемы внутри Казахстана. То есть правительство опять закладывает мину замедленного действия:
чем больше у нас будет работать китайских компаний и китайских специалистов в статусе трудовых мигрантов, тем выше вероятность определенных проблем
Программы по развитию агропромышленного комплекса и по привлечению иностранных инвестиций тоже реализуются с определенными трудностями. Несмотря на инвестиционную привлекательность, установленную законодательно, инвесторов по-прежнему нет. Особенно в несырьевом секторе. Это связано с тем, что
многим инвесторам приходится работать в регионах. Значит — с акимами. А там, как мы знаем, государство в государстве, куча своих теневых правил и игр,
которые мешают инвесторам эффективно что-то реализовывать. В целом, я считаю, возможные претензии президента в адрес Карима Масимова имеют системный характер.
— Сколько премьер-министров Казахстана слушали эти претензии от президента?
— До «шоколадного» времени, когда поднялись цены на нефть, премьер-министры еще более-менее относились к категории антикризисных менеджеров. Они пытались сохранить некую стабильность, не имея никаких финансовых запасов. Конечно же, я говорю о 90-х годах прошлого века. А с того момента, как начался жировой период, когда появился Национальный фонд, мощные потоки денег за счет продажи сырья, мы пришли к тому, что сейчас имеем.
Наш бюрократический аппарат не умеет работать в условиях кризисной ситуации. Поэтому мы и наблюдаем, что сократив ресурсы за счет продажи сырья, он пытается найти их в других сегментах. Например, в ЕНПФ
Туда государство все чаще запускает руку. В попытке выполнить установку президента о расширении налогооблагаемой базы, кабмин дошел до проверок мелких торговцев. И это при том, что малого и среднего бизнеса в стране как такового нет. А тот, что есть, лежит на боку с учетом двух девальваций. Где-то с начала 2000-х годов претензий у главы государства к правительству выдвигается масса. В том числе и о неэффективном использовании денег. Даже сейчас, с учетом кризисной ситуации в стране, открываем отчеты Счетного комитета и видим неосвоенные ежегодно миллиарды тенге.
Так что не все сидят на голодном пайке. Народ — да. А они — нет