Законопроект по земельным отношениям должен пройти через сито жестких экспертиз. Иначе быть беде.
27 сентября 2016 года в Астане был презентован законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам регулирования земельных отношений». Как отметил руководитель рабочей группы, вице-министр МСХ РК, Ерлан Нысанбаев, «было важным, чтобы вся процедура, начиная от подготовки перечня земельных участков, выставляемых на конкурс, и заканчивая объявлением конкурса, была абсолютно прозрачной. Чтобы не было со стороны населения возмущений или недовольства».
Что предлагает рабочая группа? Во-первых, предоставлять сельхозугодья в аренду будут только через открытые конкурсы, комиссии которых на 50% укомплектуют представителями общественности.
— Мы жестко регламентируем формирование состава комиссии. Туда в обязательном порядке входят 50% членов общественных советов, общественных организаций. Это условие дает возможность уйти от коррупционных действий, — пояснил вице-министр.
По словам авторов законопроекта, они хотят максимально обезопасить будущий механизм представления земли в аренду.
Рабочая группа на законодательном уровне предлагает «отсеять блатных» — родственников чиновников, участвующих в конкурсе
Об этом объявила руководитель управления развития земельных отношений и землеустройства минсельхоза Жанар Каржанова.
— Гражданин Казахстана и негосударственные юридические лица без участия иностранцев не вправе участвовать в проводимых конкурсах, если близкие родственники, супруги первых руководителей заявителя обладают правом принимать решения о выборе победителя конкурса либо являются представителем организаторов конкурса.
И наконец, по предложению рабочей группы, над землями, выданными в аренду, будет установлен четкий контроль.
— Ежегодно будут вестись наблюдение и контроль над качеством использования предоставляемых земельных участков. Тем самым мы уйдем от ситуаций, когда ухудшается плодородие и так далее, — отметил Ерлан Нысанбаев.
Помимо этих ключевых моментов существуют и другие важные пункты. Это и открытость информации о земельных участках, и требования к бизнес-плану, и срок процедуры конкурса. Предполагается, что проект закона внесут в мажилис парламента РК в конце ноября этого года.
Прокомментировать предложенный законопроект мы попросили политолога Султанбека Султангалиева, знакомого с аграрными вопросами не понаслышке.
Земельные митинги, прокатившиеся по Казахстану весной 2016 года, заставили власти предельно внимательно отнестись к проблеме землепользования вообще и к положению в аграрном секторе экономики в частности, — считает эксперт.
— Пожалуй, впервые исполнительная власть села за стол переговоров с представителями бизнеса и гражданского общества для конструктивного диалога, — говорит Султанбек Султангалиев. — И результатом работы диалоговой площадки стал этот законопроект.
Что во всем этом импонирует? Во-первых (хотя это и не относится напрямую к рассматриваемой теме), сам мораторий, наложенный президентом на предоставление в аренду земель хозназначения иностранцам и иностранным компаниям. Ведь наблюдая, как бездарно мы распоряжаемся доставшимися в качестве исторического наследства огромными и разнообразными природными ресурсами,
опасаешься, что подрастающему поколению казахстанцев достанется только опустошенная и пустынная земля
Сейчас можно твердо надеяться, что по крайней мере с земельными ресурсами дело будет обстоять более благополучно.
Во-вторых, сам факт цивилизованного диалога власти и общества говорит если не о ярко выраженной тенденции, то хотя бы о возможности разумного взаимодействия между государственной бюрократической машиной и населением. В-третьих, радует внедрение пятилетнего мониторинга за рациональным использованием земли, а также обязательность наличия бизнес-плана у заявителя. То есть мы видим стремление разработчиков законопроекта к усилению роли общества в аграрном вопросе и прозрачности в сфере земельных отношений.
Теперь что касается некоторых шероховатостей законопроекта. Кто будет формировать персональный состав земельных комиссий. Естественно, предполагается, что органы исполнительной власти. А почему бы не передать эту функцию маслихатам? Конечно, мы не строим иллюзий относительно назначенного депутатского корпуса местных представительных органов власти. Но ведь ситуация в этом вопросе неминуемо изменится под давлением естественных обстоятельств. Будем опять переписывать закон?
Дополнительный нюанс заключается в том, что
пресловутые общественные организации, которые займут 50% в земельных комиссиях, могут быть аффилированы с акиматовскими чиновниками
Возникают серьезные сомнения, что подобное предположение не будет реализовано в сермяжной практике жизни, далекой от астанинской восторженной веры в светлое, вечное, доброе. Также закономерен вопрос, почему не прописано представительство в земельных комиссиях делегатов от политических партий?
Что касается «блатных», то вызывает большие сомнения предполагаемый запрет на участие в конкурсах потенциальных арендаторов, у которых «близкие родственники, супруги первых руководителей заявителя обладают правом принимать решения о выборе победителя конкурса либо являются представителем организаторов конкурса». На мой взгляд, данное предложение нарочито демонстративно для галочки в отметке «борьба против коррупции».
Во-первых, оно нарушает права человека.
Если у потенциального заявителя муж или жена включена в состав земельной комиссии, ему что — разводиться, чтобы получить право на участие в конкурсе?
Во-вторых, понятие «родственник» в нашей стране весьма обширное. В-третьих, предполагаемое правило легко обойти путем подставных лиц из числа друзей, одноклассников и просто людей, согласных за мизерное вознаграждение сыграть роль фиктивного собственника.
И последнее замечание. Озвученное разработчиками требование обязательного наличия специалистов и техники у потенциального заявителя, на мой взгляд, прямо продиктовано интересами агрохолдингов и крупных фирм.
Что делать простому сельчанину, у которого в наличии только один трактор времен СССР и четыре специалиста — две руки, голова и супруга в придачу?
То есть данное предложение априори отсекает от возможности аренды сельхозугодий обычных жителей села. Тогда для кого вообще разрабатывается законопроект?
В общем, законопроект, безусловно, нуждается в доработке, которую пройдет в рабочих комиссиях парламента. А сам процесс совершенствования закона — в пристальном общественном внимании и полнокровном информационном освещении. Чтобы не получилось как всегда, хотя хотели как лучше.