Это сфера железнодорожного транспорта, электроэнергетики, газоснабжения и услуги аэропорта.
Министр национальной экономики РК Куандык Бишимбаев сообщил, что часть соответствующих поправок по вопросам конкуренции касается того, как государство будет регулировать отдельные товарные рынки после 1 января 2017 года, передает корреспондент Zakon.kz.
— Мы отказались от ценового регулирования с 1 января 2017 года, на смену ему предложили инструменты антимонопольного реагирования, то есть если раньше был реестр доминантов и любое изменение движения цены внутри этого реестра доминант должен был согласовывать с антимонопольным органом, то мы это отменили. Однако остался ряд вопросов, который вызывают серьезную озабоченность у граждан и депутатов, это социально значимые рынки, которые требуют особого внимания, и ценообразование на которых должно оставаться под постоянным контролем правительства, хотя бы на переходном этапе, — сказал он, представляя депутатам законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам конкуренции» на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК.
При этом глава ведомства отметил, что в связи с этим было предложено после анализа 47 самых важных товарных рынков, включая регулируемые рынки, определить четыре сферы в проекте закона, которые останутся под регулированием со стороны антимонопольного органа.
— Это сфера ж/д транспорта, электроэнергетики, газоснабжение и аэропортовых услуг. В сфера ж/д транспорта остается регулирование на грузовые перевозки. Такая практика есть в Беларуси, Украине, России, в сфере электроэнергетики – розничная реализация электроэнергии. Это необходимо в связи с тем, что в законе об электроэнергетики энергоснабжающие организации, региональные электросети были разделены, чтобы создать конкуренцию, но, к сожалению, конкуренции не возникло, в большинстве случаев эти организации между собой аффилированы, что также позволяет им руководствоваться доминантными принципами и иногда необоснованно повышать для конечных потребителей, — пояснил Куандык Бишимбаев.
По его словам, поэтому эта сфера останется до 2020 года в перечне регулируемых услуг, что предлагается законопроектом.
— В газоснабжении – розничная реализация товарного газа и розничная реализация сжиженного газа для домовладений, а также четвертый вид услуг, который предлагается оставить в сфере регулирования, – это «О гражданской авиации на рынке аэропортовых услуг», сегодня туда входит 5 видов услуг. Все они необходимы, чтобы обеспечить полноценный перевозочный процесс и рост аэропортовых услуг может также вызвать резкий рост услуг в сфере гражданской авиации для граждан, — уточнил он.
В целом он подчеркнул, что данным законопроектом продолжается работа по совершенствованию антимонопольного законодательства.
— Мы продолжаем работу по дальнейшему совершенствованию антимонопольного законодательства. В рамках представленного проекта закона в соответствии с рекомендациями ОЭСР предусмотрена детализация дальнейшая и регламентация деятельности антимонопольного органа, — сказал министр.
— На законодательном уровне предлагается определить задачи, статус и порядок работы антимонопольной службы, а также механизм взаимодействия с правоохранительными органами антимонопольными ведомствами других стран. Предусмотрен законопроектом отмена изъятия исключительных прав на интеллектуальную собственность, если соглашение носит антиконкурентный характер и могут создавать угрозу для конкуренции. Это позволит реагировать в случае, если казахстанским предпринимателям навязывают соглашение с конкретными представителями зарубежных товаропроизводителями, — добавил он.
Также, по его данным, другим важным инструментом представляется предусматриваемый в проекте закона антимонопольный комплаенс, позволяющий бизнесу совместно с антимонопольным органов выработать принципы и правила поведения на товарных рынках, предупреждать корпоративные риски и совершение антиконкурентных правонарушений.
— Предлагается расширить применение института уведомления, уведомление позволяет предупредить лиц, злоупотребляющих своим доминантным положением, не предпринимая конкретных мер наказания. Также важным результатом данного законопроекта является то, что на сегодня сформирована эффективная институциональная среда, включая инструменты регулирования, открытых площадок для разрешения споров. Законопроект позволяет внедрить практику медиации с привлечением общественных организаций, тех, кто защищает права предпринимателей, что текущее законодательство не позволяет. То есть на этапе медиации могут быть сняты, — считает Куандык Бишимбаев.
В то же время он сообщил, что законопроекте на данном этапе было проявлено несколько законодательных инициатив депутатов по совершенствованию норм законопроекта, ряд из них нашел положительное заключение у госорганов. В настоящее время готовится заключение правительства, поддерживающее поправки депутатов.
— Суть законодательных поправок направлена на изменение подходов госрегулируемых сферах естественных монополий. Мы предложили поэтапное внедрение соответствующих лучшему международному опыту стимулирующих методов регулирования деятельности субъектов деятельности естественных монополий, в том числе направленных на то, чтобы повышать эффективность их деятельности. Законопроект соответствуют стандартам ОЭСР и разработан в реализацию шага плана нации 53-го, обеспечивает защиту конкурентных цен на рынках и на социально значимых рынках, — заключил министр.
Депутаты Мажилиса Парламента РК одобрили данный законопроект в первом чтении.