В Караганде состоялось заседание дискуссионного клуба «Голос Сарыарки», где общественные деятели обсудили проблему раздутого бюрократического аппарата.
По информации общественников, в государственных структурах Казахстана работает почти 100 тысяч человек. На их содержание ежегодно тратится 600 млрд тенге, передает nv.kz.
— В Японии население в 128 миллионов человек обслуживают 9 тысяч чиновников. В России проживает 142 миллиона человек и работает 1 миллион 122 тысячи чиновников. А в Казахстане на 17-миллионную страну приходится 99 тысяч госслужащих. Это ужас! Вы понимаете, какое несоизмеримое количество чиновников мы содержим! Так мы никогда не станем богатыми!, — посетовал Жомарт Алдангаров, президент Евразийской ассоциации предпринимателей.
В Карагандинской области, по словам Алдангарова, насчитывается 7500 чиновников. Из них 26 входят в корпус «А». Еще семеро — политические госслужащие: аким области, его заместители и руководитель аппарата.
Общественный деятель Дмитрий Бойко заметил, что служба у чиновников непростая. Многие из них перерабатывают, выходят на работу в выходные.
— Я регулярно встречаюсь с акимами всех уровней и спрашиваю: «Почему ваши люди сидят на работе больше положенного? Значит, ваши помощники плохо организуют работу. Это единственный критерий!». Ведь человек обязан выполнять свою работу за восемь часов. А если он не делает ее, ищи причины. Я сочувствую работникам госорганов. У них, особенно у госслужащих низовых должностей, зарплата невысокая, а пашут они как папы Карло, — подчеркнул Бойко.
Он также напомнил, что в Карагандинской области имеется более 25 ведомств. В 1997 году, в его бытность депутатом областного маслихата, существовало всего 11 ведомств.
За чиновников заступился сотрудник департамента по делам госслужбы Дидар Смагулов. По его словам, госслужащие работают неэффективно из-за низких зарплат: за качество им не платят, потому и стараться незачем.
— Сейчас у чиновников одного ранга зарплаты одинаковые. Допустим, я работаю со своим коллегой в одном отделе. У нас одинаковые стаж и должность. Но я, когда ко мне приходят люди, выслушиваю их, стараюсь решить проблему, вежливо отвечаю. А мой коллега пусть и не грубит людям, но и не вникает в их проблему. Он просто слушает, записывает и забывает. В конце месяца зарплату мы получаем одинаковую. Проработав год, я потеряю желание отдаваться работе, — объяснил Смагулов.
При этом он пообещал, что с 2017 года все изменится: начнет действовать факторно-балльная шкала, по которой будут оценивать качество работы чиновников. Зарплата напрямую будет зависеть от результатов работы. Чем больше жалоб и нареканий будет в адрес госслужащего, тем меньше денег он получит.