В КНБ Казахстана должны произойти перемены — ведомству нужно присвоить статус главка.
Переход Карима Масимова с поста премьера на должность главы КНБ до сих пор вызывает споры в экспертной среде. По мнению многих обозревателей, Масимов именно тот человек, который сможет придать вопросам безопасности первостепенное значение. Должен ли Казахстан усилить функции КНБ и вслед за Россией создать на его основе новое ведомство? На эти вопросы мы попросили ответить Дениса Кривошеева — в последние месяцы он активно поддерживал многие инициативы экс-премьера. Вероятно, он и сегодня лучше, чем другие, знает о планах теперь уже бывшего главы правительства РК.
— Недавно вы сказали, что в Казахстане вызовов намного больше изнутри, чем снаружи, поскольку завоевывать нас никто не собирается. Вы по-прежнему считаете, что КНБ будет усиливаться, а его полномочия расширяться?
— Это уже происходит. Как и предполагалось, начались изменения по контролю за религиозными организациями и коррупцией. Создано Министерство по делам религии и гражданского общества, которое возглавил силовик в прошлом. (Министр Нурлан Ермекбаев в свое время служил в ВС СССР, имеет медали «Участнику локальных конфликтов. Ангола», «За вклад во внешнюю разведку», «20 лет военной разведке», — прим. ред., подробнее — «Кто ведает религией в Казахстане? Биография Нурлана Ермекбаева»).
Указом главы государства реорганизовано Министерство по делам госслужбы и создано Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции. Это государственный орган, непосредственно подчиненный и подотчетный президенту. Так что я не был далек от истины.
Я поторопился, сказав, что антикоррупционные функции отойдут под контроль КНБ, но это никогда не поздно сделать
— Что вы имеете в виду?
— Я думаю, что президент не зря назначил Масимова главой КНБ РК. Он опытный управленец и не замечать очевидного не может. В области безопасности у нас кризис. Последние события показали, что
мы не готовы отвечать ни внешним, ни особенно внутренним вызовам — КНБ РК растерял былой заряд бодрости
После сокращения его функций ведомство предпочитает заниматься констатацией фактов, сбором информации, но к силовым сценариям не готово. Огромное количество спецслужб, дублирующих друг друга, порядка не добавляют. Возможно, начнется укрупнение и объединение по принципу намечающегося в России.
— Вы имеете ввиду так называемую «утечку» в «Коммерсанте»? Там сказано: «В МГБ, помимо ФСБ, предлагается включить Федеральную службу охраны и Службу внешней разведки. Следственный комитет может быть возвращен в состав Генпрокуратуры с понижением статуса, а функции МЧС предполагается распределить между минобороны, к которому планируется присоединить войска гражданской обороны, и МВД»…
— Такие «утечки» просто так не случаются! Это замер общественного мнения, оценка реакции общества на подобный шаг. Ведь россияне помнят могущество КГБ, вбирающего в себя и внешнюю разведку, и контрразведку, и систему охраны первых лиц. Останется только добавить кибербезопасность, о которой всё больше говорят. Даже такие прогрессивные страны, как США и Великобритания, включили в свою орбиту влияния агентства по защите цифрового суверенитета. В Казахстане можно просто сделать специальный отдел или увеличить мощности существующего направления.
Уязвимость киберграниц сейчас опаснее, чем прямое террористическое проникновение
— Вы думаете, в силовых структурах Казахстана грядет масштабная реформа?
— Я в этом уверен. Таковы вызовы сегодняшнего дня. Нужно активизировать КНБ, усиливать его возможности, наравне с прозрачностью и транспарентностью. Расширив спектр функций, точнее вернув их на место, определившись с полномочиями, можно начать пересмотр и кадровой политики. Может, стоит даже задуматься над новым названием, которое будет более полно отражать особенности обновлённого ведомства.
Россияне говорят о создании Министерства государственной безопасности. Думаю, в Казахстане можно создать что-то подобное
Как и прежде считаю, что самая большая угроза в Казахстане исходит от коррупции, но при существующей форме борьба с ней неэффективна.
— Что еще, кроме кибер-безопасности, коррупции и экстремизма, может попасть в компетенцию обновленного ведомства?
— Думаю, если реформа состоится, можно дополнить новое ведомство многими функциями. Например, расследованием преступлений массового характера – серийные убийцы, маньяки. Дать также право ведения внутреннего расследования в армии и прочих силовых структурах.
Вот как видят это россияне: «Сотрудники МГБ будут не только сопровождать и обеспечивать расследование уголовных дел, возбужденных по их материалам СКР и МВД, но и осуществлять процессуальный надзор за ними.
Следственное управление МГБ получит статус главка и сможет брать самые резонансные уголовные дела
МГБ также будет заниматься обеспечением собственной безопасности во всех правоохранительных и силовых структурах». Это верно.
— Почему?
— Ну вот возьмите кейс дела Сыздыкова, в прошлом директора «Азиады». После моего письма в Генпрокуратуру по их представлению было возбуждено досудебное расследование. Оно было передано в Антикоррупционное ведомство, которое ранее это дело закрыло. В здравом уме они никогда бы не дали ему ход. Это означало бы признание допущенных тогда процессуальных ошибок, за которые нужно отвечать. А если бы было МГБ, прокуратура могла бы передать следствие не в агентство — вот тогда это был бы по-настоящему процессуальный надзор. Зная о такой возможности, ни один из прочих силовиков не рискнул бы «заминать» дело, опасаясь внутреннего расследования, проводимого внешними силами.
https://365info.kz/2016/09/masimov-pokazhet-kozhamzharovu-kak-borotsya-s-korruptsiej-ekspert/