Рыночная экономика подняла стоимость невест в соседней стране до 5000 долларов.
В свадебных традициях народов Центральной Азии калым или выкуп за невесту — дело обычное. В Узбекистане о калыме не пишут в прессе и не обсуждают на ТВ и радио. Но в обыденной жизни о нем все говорят и спорят. В большинстве случаев без выплаты калыма свадьбы нет — это обязательное условие заключения брака. Как ни странно, но новые рыночные отношения только усиливают эту традицию — невеста становится товаром.
По официальным данным, на протяжении прошлого 2015 года органами ЗАГСа по Узбекистану было зарегистрировано более 287 тысяч бракосочетаний. Сколько было выплачено калыма — сложно подсчитать. Можно предположить, что счет идет на миллионы — и в сумах, и в долларах США.
В современном Узбекистане большой калым за невесту для одних семей — признак высокого статуса, для других — серьезное препятствие перед браком. Причина этого в углубляющемся социальном неравенстве и размере калыма.
Традиционно у узбеков считалось, что дочь принадлежит другим, а вот сын всегда будет с родителями, приведет в дом невестку. Таким образом с рождением сына семья приобретает, а с рождением дочки — непременно теряет.
Обоснование калыма звучит так — родители жениха платят матери невесты за то, что та вскормила дочь своим молоком. Другими словами, это плата за воспитание дочери, за подготовку ее к семейной жизни.
Сегодня плата за «материнское молоко» в денежном исчислении в разных регионах выглядит по-разному. Например, на юге Узбекистана, в Сурхандарьинской области — 10-12 млн. сумов ($1500-2000). Кроме того, еще нужно преподнести 15-20 баранов, 2-3 мешка риса.
В Хорезмской области средний размер калыма около $1000, в Кашкадарьинской калым распространен только в сельской местности, размер его достигает примерно $200-300. В городе Карши и в большинстве районов Бухары калым практически отсутствует либо символический.
В столице страны Ташкенте самые дорогие невесты. Стандартный размер калыма здесь 2000-2500 долларов США, но все зависит от положения семьи и её материального состояния. Порой размер калыма может достигать 5000$.
В Каракалпакстане калым также является яблоком раздора для родителей невесты и жениха. Если стороны не могут договориться, жених ворует невестку, решив таким образом все вопросы. За прошедшие два года таких насильственных эпизодов зафиксировано 18. Уроженец Каракалпакстана, 50-летний Рахимбай говорит, что воровство девушек — следствие невозможности конструктивно решить вопрос размера калыма.
— Я предполагаю, что примерно 40% краж происходят по взаимному согласию девушки и парня. Потому что у нас ставка калыма — 6-7 млн сумов ($1000-1200), расходы на свадьбу — около 25-30 млн сумов ($5000). Сейчас не все могут поднять такие суммы. Поэтому растет воровство невест. В таких случаях сторона невестки вовсе отказывается от калыма либо размер его существенно уменьшается, — говорит Рахимбай.
Официальные органы не торопятся признавать проблему:
— За воровство девушек предусмотрено наказание. Насильно никто не может заставить выйти замуж. У нас как в Европе — парень и девушка знакомятся, родители устраивают свадьбу, — возражает Айсулу Исмаилова, работник комитета женщин города Нукуса.
Малоимущие семьи стараются породниться с такими же бедняками, как сами. Порой сходятся родственники, женя двоюродных брата и сестру, племянницу и дядю. В таких союзах калым часто символический. Практически
без калыма проходит сватовство при обычае «каршилик» («встречные») — это своего рода бартер, когда стороны обмениваются невестами, то есть дочками
С возрождением ислама атеизм начал терять популярность, а вместе с ним и светские свадебные обряды. Ислам проник во все сферы жизни мусульман Узбекистана, в том числе и в семейно-брачные отношения. Здесь уже без калыма и махра истинному мусульманину не обойтись. По Корану, калым или другая его разновидность махр — обязательное условие при заключении брака.
Сура 4 «Ан-Ниса» («Женщины») Корана говорит:
«Отдавайте женщинам их калым (махр). Вы не имеете права на их калым. И если они по своей доброй воле уступят вам часть его, тогда вы можете использовать его как чистые добрые деньги, направленные на благо семьи».
Другой постулат:
«…Женитесь на тех, что приятны вам, женщинах — и двух, и трех, и четырех. …И давайте женам их вено в дар». Вено в данном случае означает брачный подарок жениха, его выкуп.
Всевышний в Коране говорит:
«Даруйте женщинам приданое от чистой души» (сура «ан-Ниса», аят 4).
В другом аяте Всевышний говорит:
«Давайте им вознаграждение (приданое)» (сура «ан-Ниса», аят 25).
Хадисы также затрагивают тему калыма:
«Три самых гнусных греха — это убить домашнюю скотину, отказаться от уплаты калыма и не заплатить тому, кого ты нанял на работу».
Коммунисты калым рассматривали как пережиток феодально-патриархальных отношений и боролись с ним. В больших городах калым исчез, но в некоторых регионах Узбекистана существовал скрытно. С распадом СССР традиции калыма возродились.
Российский ученый Фархад Ильясов еще в начале 90-х годов прошлого века изучал калым в среде народов Средней Азии, Казахстана и Азербайджана. В монографии «Сколько стоит невеста» (1991 г. Москва) он приводит любопытные примеры соцопроса населения этих стран:
Какие качества девушки увеличивают размер калыма?
Что касается девственности, то она на 6-м месте после «высшего образования» (24,4%)
и «морально-психологических качеств» (18,6%), получив 11,6% голосов. Максимально значение этого показателя в Казахстане (21,6%).
В другом опросе студентам задавались вопросы о том, унижает ли калым достоинство женщины и мужчины. Говоря о женщинах, альтернативу «унижает» отметили 44,6% опрошенных, противоположную точку зрения «наоборот, возвышает» высказали 11,7%. Существуют весьма большие (до 30%) колебания по республикам в доле отметивших приведенные позиции. Однако везде число указавших позицию «унижает» больше.
Иная картина сложилась по поводу мнений о том, унижает ли калым мужчину. В целом по региону 34,2% респондентов полагают, что калым унижает мужчину, а 17,5% считают наоборот. Но в республиках по этому вопросу единой точки зрения нет. Так, в Кыргызстане доля придерживающихся мнения, что калым возвышает мужчину, на 7% больше, чем видящих здесь унижение. В Казахстане почти нет разницы между показателями. А вот в Туркмении число респондентов, считающих калым унижением для мужчины, на 50,8% выше, чем усматривающих обратное.
По мнению Сергей Абашина, российского профессора-этнографа, калым везде существует в разной форме и в разном размере. У оседлых узбеков калым играет не очень большую роль, если сравнивать с туркменами и казахами.
— Мне кажется, что калым связан вообще со значением брака как социального договора не между молодыми, а между их семьями. Поэтому вопрос не в том, почему сохранился калым, а в том, почему сохранилась такая форма брака, — комментирует Абашин.
Узбекский исследователь калымных отношений Зиёдахон Расулова в своей книге “Узбекские свадебные обряды до бракосочетания никах” (2009 г. Ташкент) утверждает, что калым возник в доисламскую эпоху и не имеет никакого отношения к религии. В процессе исламизации Средней Азии калым не исчез — более того, ему начали придавать религиозный смысл. С тех пор традиция выплаты калыма за невесту остается устойчивым явлением в странах, где прочны патриархальные отношения.