В стране идет кампания против родственных брачных союзов, но патриархальная традиция не отступает.
Узбекское общество все больше становится традиционным, где кровнородственные отношения играют большую роль при создании семьи. Если раньше родственные браки заключались в сельской местности, теперь и в городах это явление не редкость.
Дильдора свою родную тетю называет мамой, а своего двоюродного брата мужем. Муж Изатулла — друг с детства, вместе играли и выросли. Когда окончила школу, узнала, что её хотят выдать замуж именно за него. Дильдора сначала удивилась, но идти против воли своих родителей не смогла, хотя подруги предупреждали, что это не совсем правильный брак. Сейчас у кровнородственной семьи двое детей и Дильдора считает свой брак счастливым.
— Как-то было странно стать невесткой своей теты Нафисы. Она не захотела породниться с незнакомой семьей и поэтому с моей мамой решили укрепить узы родства и сделать их еще крепче, — рассказывает Дильдора.
Нафиса знает, что кровнородственные браки нежелательны. Об этом ей говорили и в махаллинском комитете, и врачи местной поликлиники. Но Нафиса считает, если Всевышний сбережет, ничего не случится. Её успокаивает то, что она не исключение — есть и другие семьи, где сестры породнились, став сватьями.
— Зачем пускать чужую, пусть наш большой дом и несколько соток земли останутся моей родной племяннице. Тем более, что Дильдора выросла на моих глазах. У неё хорошее воспитание, поэтому дети живут дружно и без скандалов. Если что, мы с сестрой все уладим, надеюсь, — комментирует Нафиса Хаджаева.
В Узбекистане такой брак считают родственным, но семейный кодекс не запрещает подобные союзы
Статья 16 Семейного кодекса запрещает брак между
Практика заключения семейных союзов между ближайшими родственниками существует в Узбекистане с давних времен. Особенно она сильна в сельских районах, где жители в небольших кишлаках приходятся друг другу родственниками в каком-то колене. Еще одной причиной частого заключения таких браков является материальное и имущественное положение семей.
Состоятельные узбеки, заботясь о материальном благополучии последующих поколений, предпочитают, чтобы все нажитое оставалось в семье, поэтому спутников жизни своим детям богатые родители стараются найти в пределах своего клана.
Родители девушек тоже стремятся выдать их замуж за родичей, чтобы уберечь от возможного жестокого обращения
Общеизвестный факт: домашнее насилие в патриархальных семьях не редкость. Поэтому родители, опасаясь, что у «чужих» дочку будут обижать и заставлять больше работать, ищут спутника жизни для дочери среди своих родственников, пусть даже дальних.
Еще один очень важный момент — отдавая девушку за родственника, отцы и матери могут быть уверены в том, что после замужества их общение не прервется. Ведь замужним женщинам в Узбекистане мужья нередко запрещают общаться не только с подругами, но и с родными. Обычно в таких случаях у молодежи нет выбора.
Большинство узбеков не видят ничего плохого в кровосмесительных союзах и считают, что родственные узы не могут послужить причиной рождения больных или неполноценных детей. Они считают, что малыши с отклонениями появляются на свет только в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем или имеют пристрастие к наркотикам.
Увы, такие браки иногда завершаются плачевными результатами — нередко дети рождаются инвалидами. И вместо укрепления семейной крепости и родственных отношений молодые люди и их семьи отдаляются друг от друга.
Махфуза Убайдуллаева — педиатр-невропатолог и в своей повседневной практике часто сталкивается с семьями, где у детей выявлены различные патологии.
— Детей-инвалидов, рожденных от близкородственных браков, становится все больше. Уровень сознания и образованности людей падает, они не хотят признавать медицинские заключения и наши рекомендации, — комментирует ситуацию врач.
Сейчас уже доказано, что при родственных браках рождаются нормальные, здоровые и даже гениальные дети. В то же время много психически и физически больных и мало детей обычного «среднего» развития.
Гинеколог Назира Лутфиева напоминает — чем ближе родственники, заключившие брак, тем больше у них одинаковых генов. И это увеличивает риски в несколько раз.
— В обычных браках шанс рождения ребенка с врожденной патологией колеблется от 2% до 4%, при родственных — от 4% до 6%. Разница вроде бы и невелика. Однако при наследственных заболеваниях, включая ретинобластому, ситуация меняется, потому что риск рождения малыша с врожденным заболеванием увеличивается во много раз,- утверждает Лутфиева.
В Узбекистане родственный брак является одной из причин увеличения заболеваемости ретинобластомой — раком сетчатки. Это злокачественная опухоль глаз, которая развивается обычно в раннем детском возрасте.
Врачи отмечают, что в развитии плода у беременных женщин, состоящих кровнородственном браке, были выявлены различные отклонения. В числе последних анэнцефалия (отсутствие головного мозга), гидроцефалия (скопление жидкости в мозговых оболочках), скопление жидкости в брюшной полости, спинномозговая грыжа, порок сердца, патологии конечностей.
Религиозные деятели Узбекистана также выступают против родственных браков. Они обычно апеллируют к Корану, чтобы предостеречь граждан от родственных браков. Согласно священной книге мусульман, запретными являются лишь те союзы, где прослеживается прямое, близкое или молочное родство. То есть по религиозным канонам, нельзя сочетаться браком:
Кроме того, запрещено жениться на матери и бабушке жены, на ее дочерях и внучках.
Среди приверженцев ислама не одобряются также браки с женами отцов и дедов, сыновей и внуков. Особое внимание Коран уделяет родству по линии молочной матери. Священнослужители говорят, что если человека до двух лет вскармливала молочная мать, то ее муж, дети и другие «подопечные» становятся родственниками по молочной линии, поэтому благоверный мусульманин не может вступать в брак с родными кормилицы, равно как и с прямыми родичами. Вместе с тем вступать в брак с другими родственниками Коран не воспрещает.
Советская власть боролась с патриархальными обычаями и традициями в семейных отношениях в Узбекистане. В городской черте родственные браки практически не заключались, но в кишлаках традиции все же сохранились. В постсоветское время патриархальные семейно-брачные традиции вернулись и свели к минимуму влияние светского права. В результате, в обществе увеличились количество ранних и родственных браков, а также факты домашнего насилия в отношении женщин.
По всей стране началась кампания по пропаганде отказа от ранних и родственных браков. Инициатором выступает Комитет женщин Узбекистана, который привлекает к работе медиков, педагогов, журналистов и богословов.
Работниками отдела ЗАГСов на местах среди населения проводятся встречи, беседы о повышении репродуктивного здоровья и медицинской культуры, предотвращении ранних и родственных браков. На узбекском телевидении часто показывают передачи и документальные фильмы на эту тему.
Проблема родственных браков волнует не только узбекских властей. В соседнем Таджикистане к этому вопросу подошли радикальным образом — запретили родственные браки на законодательном уровне. С 1 июля 2016 года в этой стране вступили в силу изменения в законодательстве, запрещающие заключать браки между близкими родственниками.
Можно ли отговорить узбеков от заключения кровнородственных брачных союзов? Известная писательница и журналистка Марфуа Тохтахаджаева говорит, что у нашего народа это традиция — не выпускать хороших парней и девушек из своего клана. Агитацию нужно направить на молодежь, которая более восприимчива.
— Нужно, чтобы молодые люди сами не соглашались на родственные браки и ориентировались на свой выбор. А узы родства следует укреплять не родственными браками, а взаимным уважением, почитанием, особым вниманием к здоровью, — говорит Марфуа Тохтахаджаева.