Время летит быстро, вот вашему ребенку уже 5, 6, 7 лет и родители мечтают увидеть своё чадо, виртуозно играющее на рояле. Вот тут мамы и папы часто в растерянности, ведь педагогов много, а выбрать нужно одного, да такого, чтобы учил ребенка минимум 7 лет.
Для начала определитесь, какой уровень подготовки нужен вашему ребенку? Тогда вам будет понятно, где ему лучше учиться:
Как правило, многие родители желают дать сыну или дочери профессиональную музыкальную подготовку и ведут его в музыкальную школу.
Это правильный выбор, если вы хотите дать ребенку всестороннее профессиональное музыкальное образование,
где по окончании он получит аттестат государственного образца. Документ говорит о том, что ребенок получил профессиональный начальный музыкальный уровень. И это старт для дальнейшего профессионального обучения в музыкальном колледже и консерватории.
Надо сказать, все приходят в школу с «желанием научиться играть» на том или ином инструменте, но буквально через полгода-год из 20-ти учащихся «желание» остаётся примерно у половины. Тут в первую очередь спешат винить учителя: не заинтересовал, не разбудил в нем любовь к предмету, предвзято относился и т. п. Да, бывают и такие педагоги, но поверьте,
чаще всего это происходит из-за отсутствия дисциплины, как в семье, так и в классе
Обучение игре на фортепиано — это многолетний процесс. Он требует терпения ученика и родителей, систематических занятий, как школьных, так и домашних! Не просто так ведь установили 7 лет школьного музыкального образования. Ребёнок растёт физически и интеллектуально, программа также рассчитана на то, чтобы развивать ученика согласно его способностям и физическим возможностям.
Постарайтесь выяснить, какой уровень знаний они дают, какие требования предъявляются к обучению. Уточните, насколько профессионален педагогический состав. Если дети приходят туда весело проводить время, а в конце года вам демонстрируют шоу «Кто во что горазд», то это относится к любительскому уровню. Конечно, некоторым детям и родителям
будут интересны такие студии, центры и клубы, если ребенок плавает, играет в шахматы, скачет на коне, ходит на курсы «Кройки и шитья»
Такому вундеркинду, чтобы получить свою минуту славы, нужно где-то себя «выплеснуть».
Что касается занятий с педагогом на дому, то здесь тоже есть нюансы. Родители должны понимать, что педагог, приходя к вам, должен стремиться строить занятия по программе музыкальной школы. То есть задача педагога в целом — научить играть на фортепиано. Сюда входит:
Одним словом, педагог должен делать все, чтобы ребенок был грамотным, чтобы мог в будущем (лет через 10-15) открыть ноты с несложной фактурой и самостоятельно разобрать понравившееся ему произведение. И мог бы в музыкальном обучении при необходимости помочь своим детям.
Если вы попали в руки педагога, для которого обучение только бизнес, то вам можно только посочувствовать… Самое неприятное, что даже спустя годы вы можете не догадываться об отсутствии у ребенка профессиональных знаний. Он играет антипрофессионально, потому что так его обучил некомпетентный педагог, который просто заработал на этом деньги и будет вас убеждать, что пальцы перестанут торчать в разные стороны сами по себе через какое-то время, что знать и читать ноты ребенку необязательно, и т. п. И
все это для того, чтобы ничего не понимающие родители были счастливы, видя своё чадо играющим на инструменте, и хвастали перед соседями
Педагог должен быть профессионалом в своей работе. Десятки студентов ежегодно заканчивают консерваторию, но не все из них умеют преподавать! Хотя они и получают знания по предметам «Методика» и «Педагогика», но учить и объяснять дано не каждому. Для того, чтобы понять, насколько профессионален педагог, вам нужно посмотреть его работу,
послушать игру его учеников на концертах, конкурсах или посмотреть видеозаписи их выступлений
На что обращать внимание:
Постановка рук! Если все его ученики
то рекомендую вам расстаться с таким «специалистом»! Это говорит о том, что педагог либо не владеет методикой обучения, либо относится к работе как к халтуре.
Убедитесь, что педагог действительно закончил музыкальное училище (сейчас это колледж) или консерваторию по отделению фортепиано и в дипломе ему присвоена квалификация «Преподаватель фортепиано».
Многие родители даже не задумываются о том, что упуская этот пункт, обманывают себя. Как неприятно спустя 5 лет выяснить причину плохой подготовки из-за того, что, к примеру, ваш «учитель» обучался по классу скрипки, домбры, хорового дирижирования и т. п. Самое удивительное, что
такие педагоги считают себя правыми до последнего момента
Уважаемые родители, возьмите на заметку — официально такие педагоги не имеют права работать! Адекватный педагог-пианист не будет обучать игре на скрипке, виолончели или заниматься профессиональной постановкой голоса, потому что не владеет методикой преподавания в этом направлении.
Вы спросите, почему же все остальные так уверено берутся преподавать фортепиано? А потому, что у всех инструменталистов, дирижеров, вокалистов в консерватории был и есть обязательный предмет «Общее фортепиано», где студентам дают не специальные знания, а основы владения инструментом. Дело в том, что ни один инструменталист, дирижер, вокалист без поддержки пианиста не выступает. Задумайтесь — зачем делить музыкантов на отделения, если они после окончания консерватории «на все руки музыканты»?! Но если вас устраивает общее знакомство с инструментом «на два пальца», без профессиональных знаний, то вам такой педагог вполне подойдет.
Но случается также, что и квалифицированные педагоги-пианисты работают некомпетентно, не выполняя элементарных требований. Поэтому смотрите на работу педагога. Итог его работы — не рекомендация довольной мамы, а игра учеников. Если педагог работает ответственно, любит свое дело, имеет творческий подход и требователен к ученикам, тогда можете смело учиться у него. И неважно, где он будет обучать вашего ребенка — в школе или на дому.
У родителей иногда бывают неоправданные ожидания. К примеру, не огорчайте педагога таким вопросом: «Почему он 3 месяца занимается и до сих пор не играет «Лунную сонату» Бетховена или концерт №2 Рахманинова?». Задумайтесь, почему Бетховен и Рахманинов, прежде чем написать такие произведения, сами учились не один год? Ответ очевиден.
Не удивляйтесь, если ваш педагог после такого вопроса откажется заниматься с ребенком. Очевидно, цель у вас, мягко говоря, некорректная, ни один педагог не сможет соответствовать таким запросам. Во-первых, эти произведения играют либо в колледже и консерватории, либо в специальной музыкальной школе для одаренных детей. И даже в школе такого уровня не стоит задавать таких вопросов — вас там точно не поймут…
Во-вторых,
обучение игре на фортепиано — это не веселье на батуте и не игры с клоуном, а серьезный творческий многолетний труд
Причем совместный труд учителя, ребенка и родителей! Обратите внимание, что как правило,
за каждым гениальным музыкантом стоят профессиональные преподаватели и гениально-терпеливые и настойчивые родители
В первую очередь родители должны выстроить хороший контакт с педагогом. Ответственность за результат возложен как на педагога, так и на ребенка. Если вы будете ходить на занятия к высокопрофессиональному педагогу, но не будете закреплять их ежедневными домашними тренировками, результат будет минимальный.
Вам необходимо настроить ребенка на то, что это обучающий процесс, требующий терпения и многих часов занятий. И родители должны быть с ним вместе в процессе обучения год или два.
Помните! Если педагог будет авторитетом для вас, значит он будет авторитетом и для вашего ребенка! Научиться игре на фортепиано прежде всего необходимо ребенку. А учитель помогает ему в этом нелегком процессе обучения, который требует терпения.
Татьяна Тайматова, преподаватель детской музыкальной школы «Елiм ай»