Оздоровить финансы, построить дороги, контролировать крестьянские деньги — такова повестка вкратце.
Как отмечает аналитик геополитического центра «Берлек-Единство» (Россия) Алексей Чекрыжов, задачи для нового правительства условно можно разделить на несколько подгрупп. Однако все поручения президента традиционно относятся к реализации новой экономической политики и антикризисному управлению экономикой.
«Во-первых, перед властями стоит необходимость оздоровления финансового сектора страны. В связи с неоднократно проведенной корректировкой курса национальной валюты Казахстана, уровень востребованности банковских продуктов значительно снизился, — пишет Алексей Чекрыжов. — Например, банковский сектор фиксирует падение объемов кредитования долгосрочного характера».
Проблемы банков РК напрямую сказываются на предпринимателях, что в призме проектов поддержки МСБ может свести к нулю все прошлые усилия
Этот же тезис подтвержден и последним исследованием агентства Standard & Poor’s. «С нашей точки зрения банковская система Казахстана остается слабой. Мы ожидаем роста проблемных кредитов (non-performing loans) в 2016 году, так как девальвация тенге в 2015 году повлияла на способность некоторых заемщиков обслуживать кредиты в иностранной валюте. Мы также полагаем, что официальная статистика проблемных кредитов (почти 8% общего объема кредитов в июле 2016 г.) недооценивает кредитный риск в секторе», — пишет агентство.
Во-вторых, кабинет министров должен будет ускорить работы по возведению транспортной инфраструктуры, — полагает российский эксперт. Сюда же можно отнести реализацию положений проекта Экономического пояса Шелкового пути. В Астане делают большую ставку на дорожное строительство и возведение сопутствующих объектов инфраструктуры, причисляя эти проекты к главным инструментам диверсификации экономики. К слову, эти инициативы уже можно признать эффективными.
Несмотря на общую отрицательную динамику темпов экономического роста региональных игроков, несырьевой сектор Казахстана в этом году демонстрирует положительные значения
Увеличение выпуска в строительстве составило 6,7%, в транспортной сфере — 4,2%, в то время как добывающая промышленность представлена снижением выпуска продукции. К тому же, транспортные проекты Республики имеют стратегический долгосрочный характер воздействия на экономику, в связи с чем программы логистического развития будут актуальны при любом составе правительства.
С другой стороны, Астана постепенно отказывается от субсидирования широкого числа проектов. В какой-то степени это обусловлено необходимостью экономии средств государственного бюджета и Национального фонда. Отсюда вытекает третий блок поручений президента, который относится к агропромышленному комплексу.
В ходе последнего расширенного совещания правительства РК Нурсултан Назарбаев уже в очередной раз призвал к модернизации системы субсидирования субъектов АПК. Дело в том, что
большие объемы финансовых средств, выделенных на поддержку крестьян, были израсходованы неэффективно, в том числе и по причине убыточности ряда производств
В этой связи президент РК подчеркнул необходимость усиления контроля за рациональным использованием сельскохозяйственных земель и выделяемых субсидий.
Разумеется, перед новым правительством и государственными ведомствами будут стоять и другие задачи, требующие решения в ближайшем будущем. Однако, исходя из перечня задач, можно с уверенностью говорить о неизменности курса властей на качественное преобразование экономики страны. «Таким образом, принятые прошлым составом правительства отраслевые программы экономического развития будут реализованы при любых кадровых перестановках», — подводит итог российский обозреватель.