Комитет госбезопасности РК предлагает внести изменения в 19 законов и пять кодексов в связи с угрозой терроризма.
8 сентября 2016 года, незадолго до объявления Карима Масимова председателем КНБ РК, в мажилисе парламента прошла презентация законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Казахстан по вопросам противодействия экстремизму и терроризму». Если проект будет одобрен, заниматься его воплощением в жизнь предстоит бывшему премьер-министру Казахстана.
Представил документ заместитель председателя КНБ Марат Колкобаев. Один из старейших чекистов СНГ (Марат Колкобаев еще в 1984 году стал слушателем высших курсов Комитета Государственной безопасности СССР) рассказал, что
пакет поправок, подготовленных КНБ, предусматривает усиление уголовной ответственности за экстремистские и террористические преступления,
введение альтернативной подследственности в УПК по преступлениям в сфере незаконного оборота оружия, нелегальной миграции и наркобизнеса.
Также в законопроекте (видимо, после событий в Актобе) предлагается установить запрет на продажу оружия «в готовом для стрельбы состоянии». Предусматривается и введение «особых требований к охранным организациям». Уточнены условия, при которых лица могут быть приняты на должность охранников. Также устанавливается обязанность охранников частных охранных организаций по незамедлительному информированию органов внутренних дел о срабатывании охранной сигнализации на охраняемых объектах.
Усиливается контроль за оборотом оружия, порядком его хранения, вводится особый порядок контроля за предпринимателями, занятыми в сфере оборота гражданского, служебного оружия и боеприпасов
Помимо этого будет ужесточен контроль за предпринимателями, которые занимаются охранной деятельностью.
КНБ предлагает запретить деятельность религиозных групп и объединений, связанных с терроризмом и экстремизмом. Из менее жёстких мер отметим подготовку «оснований» для принятия Министерством культуры и спорта нормативно-правового акта, определяющего порядок осуществления туроператорской деятельности в сфере религиозного туризма.
Марат Колкобаев также отметил, что законопроектом устанавливаются ограничения в предоставлении госуслуг физическим лицам, нарушившим порядок регистрации по месту временного пребывания и по месту постоянного жительства.
Устанавливается административная ответственность за допущение собственником жилища проживания физических лиц без регистрации
Также уточняются основания для выдворения иностранцев при нарушении ими законодательства Казахстана, и для принудительного выдворения иностранцев и лиц без гражданства, совершивших уголовные правонарушения.
Кроме этого Закон «О связи» по инициативе КНБ дополняется возможностью «предоставления органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность на сетях связи, приостановить работу сетей и средств связей в случаях, не терпящих отлагательств, и которые могут привести к совершению тяжких и особо тяжких преступлений».
По словам Колкобаева, для предотвращения использования на сетях мобильной связи и ввоза в Казахстан абонентских устройств с одинаковыми IMEI-кодами, в этот же закон вносятся поправки, направленные на создание единой базы IMEI-кодов всех устройств, функционирующих и ввозимых на территорию страны. (IMEI-код — число, уникальное для каждого использующего его аппарата. Применяется в сотовых телефонах сетей GSM, WCDMA и IDEN, а также в некоторых спутниковых телефонах).
Для выявления незарегистрированных абонентских номеров уполномоченному органу также предоставляется доступ к служебной информации абонентов услуг связи
Новый законопроект прокомментировал казахстанский политолог Досым Сатпаев.
— Что касается законопроекта, то сразу было видно, что его готовили силовики, — написал Сатпаев на своей страничке в Фейсбук. — Больше акцента на контроль, чем на профилактику.
Последние события связанные с Земельным кодексом, а до этого с пенсионными поправками, показали, что любые законопроекты могут вызвать обратную реакцию, чем ожидает власть. Поэтому
любой такой документ должен проверяться не только с точки зрения антикоррупционной экспертизы, но и анализа возможных негативных последствий от его принятия для общества
Именно поэтому на заседании рабочей группы я сказал, что никто не против повышения эффективной борьбы с экстремизмом и терроризмом, но не в ущерб социальной стабильности. И при условии четкой границы между «политическим инакомыслием» и «экстремизмом».
В законопроекте есть пункты, которые могут быть неоднозначно восприняты в обществе,
начиная от миграционной политики и заканчивая новыми штрафами для некоторой категории бизнеса в рамках антитеррористический деятельности.
Надеюсь, что все наши предложения примут во внимание в ходе нескольких заседаний рабочей группы. По крайней мере, сам факт открытой дискуссии с общественностью уже первый шаг. В противном случае, власти пытаясь решить одну проблему, опять будут порождать другие.