Эксперты продегустировали 6 видов «Тархуна» в Алматы и нашли лучший.
Для дегустации мы взяли 6 бутылок тархуна разных торговых марок. Сама процедура проходила на базе Центра испытаний качества продукции. В лаборатории центра образцы пронумеровали. Напитки открывали по одному и разливали по стаканам непосредственно перед подачей на дегустационный стол. В экспертную комиссию вошли технологи производства безалкогольных напитков, эксперты-аудиторы, специалисты-лаборанты, санитарные врачи. Образцы оценивали по нескольким органолептическим показателям: внешнему виду, вкусу, цвету, аромату.
Первое, что отметили эксперты: в «сильногазированном» напитке СО2 явно не хватало, газация была слабой, пузырьков почти не было. Цвет напитка – яркий, изумрудный. Аромат – насыщенный. Вкус хорошо выражен, слажен и гармоничен.
— Как потом оказалось, в напитке присутствует настой эстрагона, а это натуральный компонент, который и придает напитку характерные органолептические характеристики, — отметила Ирина Филоненко, ведущий специалист Центра испытаний качества продукции. – Вот полностью состав: вода артезианская подготовленная, сахар, настой эстрагона, регулятор кислотности: кислота лимонная, консервант бензонат натрия, краситель тартразин, синий блестящий, ароматизатор пищевой «ванилин». Видим, что он полный. Однако на этикетке не указаны контакты предприятия, принимающего претензии потребителей на территории РК. Это грубое нарушение.
Средний балл – 4.37 из пяти возможных.
Производитель – Компания «ТASSAY», Казахстан.
Газация средняя. Цвет – зеленый, насыщенный. Аромат и вкус слабо выражены.
— После дегустации мы внимательно прочитали маркировку. Стало ясно, что перед нами не тархун, а «напиток со вкусом тархуна», как было указано мелкими буквами. А разница есть: в тархуне вкус и аромат создается добавлением настоя эстрагона, а в таком напитке – ароматизаторами и вкусовыми добавками, — пояснила Артык Сейткалиева, президент по защите прав потребителей «Адал».
Маркировка этого образца полностью соответствует требованиям нормативных документов.
Оценка – 2.9 балла.
Несмотря на то, что этикетка украшена грузинскими надписями, сам напиток мало похож на грузинский тархун, который мне посчастливилось попробовать в небольшом тбилисском кафе в Авблабаре. Тот, тбилисский, был ароматен и вкусен необыкновенно. Этот, из бутылки, безлик и невыразителен. Аромат слабый и больше напоминает аромат аниса, чем эстрагона.
— В составе этого лимонада, как и в предыдущем образце, тоже нет натуральных компонентов. Только ароматизаторы, усилители вкуса, красители. К тому же на маркировке отсутствует обязательное предупреждение о возможном негативном воздействии красящих компонентов напитка на здоровье детей. Наша оценка 2.4 балла из пяти возможных, — сказала Ирина Филоненко.
Цвет зеленый, яркий. Газация средняя. А вот вкуса тархуна у напитка нет, аромат слабый, едва ощутимый.
— Это просто лимонад зеленого цвета. Сладкий, приятный, шипящий напиток, но это не тархун. И маркировка не соответствует требованиям — нет предупреждающей надписи о вреде красителя для детей. Потому и оценки эксперты дали невысокие. 2.29 средний балл, — высказалась от лица экспертной комиссии Ирина Филоненко.
Напиток среднегазированный, газация соответствует указанной на маркировке. Цвет – зеленый. Вкус обычного лимонада с легким привкусом аниса. Аромат слабый, невыраженный. Маркировка не соответствует требованиям нормативной документации – не указан адрес предприятия, где выпущен продукт.
Оценка – 2.4 балла.
Производитель — Златояр, Россия.
И опять разочарование. Внешне образец выглядит как настоящий тархун – газированный напиток ярко зеленого цвета. А по вкусу – обычный лимонад. Тархун почти не ощущается ни в привкусе, ни в аромате. И нарушения по маркировке — нет предупреждения о возможном воздействии используемого красителя на внимание и активность детей, также нет даты изготовления. Оценка – 2.8 балла.
— Увы, из шести образцов тархуна настоящим оказался только один – это образец №1 «Напитки из Черноголовки»
Только этот напиток из представленных на дегустацию имел в своем составе экстракт эстрагона. Потому и вкус, и аромат у него оказались такими, как и полагается тархуну: приятными, терпкими, с ноткой горечи. Остальные образы очень похожи между собой. Во-первых, составом: вода, сахар, ароматизатор, идентичный натуральному, краситель и регулятор кислотности. Во-вторых, вкусом. Все образцы вкус имеют сладкий, а не терпкий, как должно быть. Ощущается очень слабый привкус аниса, а не эстрагона. Нет характерного для тархуна аромата. Можно сказать, что это обычные лимонады. Явных дефектов в напитках мы не нашли. Все компоненты, которые используют производители, разрешены. Но и хвалить напитки не за что – потребительские характеристики у них слабые.
Победитель дегустации – образец №1, «Напитки из Черноголовки», 4.37 балла.
В аутсайдерах все остальные образцы, которым специалисты дали примерно одинаково низкие оценки.
Рецепт настоящего тархуна от Светланы Стрельниковой:
«Измельчите горсть травы эстрагона, смешайте ее с 2 стаканами горячей воды. Дайте остыть, процедите, добавьте литр газированной воды и сок лимона по вкусу. Напиток будет несладким, зато хорошо утоляет жажду и содержит только полезные компоненты».
— Тархун стоит особняком в лимонадах и газированных водах, — говорит Ольга Смурынина, заведующая лабораторией производства безалкогольных напитков. — Он имеет яркий насыщенно-зеленый цвет и специфический резко-пряный вкус и аромат. Эти качества напитку придает экстракт эстрагона — растения, которое называют еще тархуном, драконовой травой и эстрагонной полынью. Эта специя является источником минералов и витаминов. Свежий вкус прекрасно бодрит и тонизирует. Компоненты этой травы оказывают противовоспалительное, расслабляющее действие. Но даже
в натуральном виде он не рекомендуется беременным женщинам, так как может вызвать выкидыш
— «Тархун» фабричного производства следует с осторожностью применять детям, людям с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, аллергическими реакциями, беременным и кормящим женщинам, — рассказала нам Светлана Стрельникова, научный руководитель международного медико-образовательного центра «Стройная персона», эксперт по диетологии Российского Общества антивозрастной медицины.
Эстрагон — это пряная трава, специя, которая является обязательным ингредиентом многих блюд национальных кухонь народов Кавказа и Азии. Там сотни лет ее добавляют в соусы, мясные, рыбные и овощные блюда.
У напитка «Тархун» есть и день рождения, и автор — аптекарь Митрофан Лагидзе. В 19-м веке в Тифлисе он наладил производство газированной воды с сиропами. Предприятие процветало, лимонады Лагидзе были известны далеко за пределами Тифлиса. Но аптекарь не успокаивался на достигнутом, все искал новые вкусы. И в 1886 придумал рецепт нового напитка: стал добавлять в газированную воду пахучий экстракт кавказского эстрагона. И хотя рецепт был прост (вода, сахар, лимонная кислота и сам тархун), напиток получился великолепным. Он обладал ярким насыщенным ароматом, бодрил и освежал. У новинки тут же появились поклонники. За свое уникальное изобретение Лагидзе не раз получал золотые медали на всевозможных международных выставках.
Кстати, изначально «Тархун» был светло-желтого цвета, и это его натуральный колор. Нынешний изумрудный оттенок напиток получил только в 1983 году, когда было налажено его промышленное производство. Чтобы как-то выделить тархун из уже существующих лимонадов, было решено изменить его цвет с помощью добавления зеленого пищевого красителя. Сначала это был краситель «малахитовый», сейчас его заменили на тартразин.
Для справки: тартразин (Е102) – синтетический краситель, который добывается из отходов производства каменноугольного дегтя.
На этикетке напитка обязательно должно быть указано, что этот компонент может снижать внимание и активность детей