Нур-Султан
Сейчас
28
Завтра
16
USD
406
+0.11
EUR
458
+3.21
RUB
5.77
+0.06

Авиакомпанию заставили работать по законам Казахстана

5795

Фото с сайта commons.wikimedia.org

Фото с сайта commons.wikimedia.org

Первая ласточка

— После того, как с 7 мая начали действовать поправки к закону «О защите прав потребителей», запрещающие авиакомпаниям продавать невозвратные билеты, мы решили воспользоваться своим правом и вернуть деньги за неоказанную услугу, — рассказывает алматинка Раиса Мухамедова.

Мухамедова купила билеты по дешевому невозвратному тарифу до Гамбурга и обратно в KLM. Но обстоятельства изменились — поездку пришлось отменить. Покупательница связалась с авиаагентом, компанией BCD Travel-International Travel plus, и попросила вернуть деньги.

— До предполагаемой даты вылета оставалось больше двух месяцев, то есть авиакомпания вполне могла продать билет, — объясняет мотив своих действий алматинка. — Нам билет не понадобился, а кому-то может пригодится.

Однако Алекс Малышев, менеджер BCD Travel-International Travel plus, сообщил, что по невозвратному билету вернуть могут только неиспользованные сборы.

— Вернуть неиспользованные сборы — уже хорошо. Раньше нам и в голову не приходило возвращать «невозвратный», — говорит Раиса. — Но мы решили бороться дальше. Дело было даже не в деньгах — мы хотели узнать, сработает ли новый закон «О защите прав потребителей». И если нет, то по какой причине.

Что рекомендует IATA

Переписка с агентом заняла несколько дней. Юристы компании, естественно, искали причины деньги не возвращать. Мол, закон «О защите прав потребителей» не применяется к неиспользованным билетам.

— Алекс Малышев мне написал, что деятельность авиакомпаний регулируется специальным законом, который дает им право устанавливать специальные тарифы, которые нельзя вернуть или обменять. В ответ я спросила: «Какая статья закона «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» разрешает невозвратные тарифы? Где конкретно прописано такое ущемление прав потребителей? В Варшавской конвенции? Или в Гаагском протоколе? Или в рекомендациях международной ассоциации воздушного транспорта IATA?»

Внутренние правила авиакомпании выше закона?

Следуя логической цепочке, которую выстроил Алекс Малышев, в Варшавской конвенции, Гаагском протоколе, рекомендациях IATA, также как и в Правилах перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушном транспорте, определено, что возврат неиспользованного билета производится в соответствии с правилами и тарифами авиакомпании. Иными словами,

внутренние правила авиакомпании выше законов Республики Казахстан

— Этого просто не может быть. Как внутренние правила, регламенты и распорядки отдельно взятой авиакомпании могут быть выше законов Казахстана? — возмутилась Раиса Мухамедова.

В ответ на это Малышев предложил пассажирке урегулировать спор в индивидуальном порядке — напрямую с авиакомпанией:

«Наилучшим вариантом решения данного вопроса будет отправленное Вами письмо с изложением всех причин и вашим несогласием с правилами относительно возврат билета напрямую в авиакомпанию KLM», — написал менеджер.

KLM ответил на претензии

В казахстанском представительстве KLM вместо возврата наличных клиентке предложили выписать ваучер (EMD), который затем можно обменять на новый билет.

— Ваучер был выписан на фамилию пассажира, указанного на билете. Этот ваучер может быть единожды передан другому лицу. А действителен он в течение года с момента выписки, — говорит Раиса Мухамедова. — Такие условия полностью нас устраивают, потому что летаем мы часто. Кроме того, нам предложили накопительную программу лояльности от КЛМ, что тоже очень выгодно.

Так вместо денег клиентка получила фактически новый билет с неопределенной датой. Ее это устроило, но… Был ли шанс добиться именно возврата денег или привлечь к ответу иностранную авиакомпанию? Юристы уверенно говорят: «Да!».

Согласно статье 81 закона «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» иностранные воздушные перевозчики осуществляют свою деятельность на территории РК согласно нашему законодательству и международным договорам, участником которых является КазахстанТо есть

все иностранные компании подчиняются нашим законам,

прокомментировал ситуацию адвокат Владимир Турамшев. — Что же касается иерархии законов, то в данном случае нужно опираться на закон «О правовых актах«, где написано, что законы имеют приоритет над правилами, а если есть противоречия между законами, то действует закон, принятый гораздо позже. В нашем случае это закон «О защите прав потребителей».

 

© «365 Info», 2014–2020 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter