Минюст затеял обсуждение новых автоштрафов через Facebook — к участию приглашены все казахстанцы. Такая инициатива слегка отодвигает парламент страны в сторону и ставит закономерный вопрос: смогут ли казахстанцы написать качественный закон. Лучше, чем депутаты?
— Жизнь показывает, что решения, которые принимаются волюнтаристским путем, потом, как правило, выходят боком и обществу, и самой власти.
Если исландцы, которые сделали сенсацию на Еврокубке, смогли написать конституцию методом краудсорсинга, то почему бы нам тоже не попробовать?
— рассуждает политолог Айдос Сарым. — На мой взгляд, если максимальное количество экспертов и простых граждан обсуждает то или иное решение в виде проекта, от этого только выигрывают и общество, и страна. И к этому надо привыкать как к обыденности — ничего выходящего за грани добра и зла в этом нет, это распространенная мировая практика. И потом, надо понимать, что модель экономики, о которой у нас все мечтают, требует наибольшего количества методов и форм публичной демократии. Чем больше граждан будут вовлечены в процесс принятия решений, тем больше патриотизма и уважения к стране и власти.
— Противники идеи общественного обсуждения законов говорят, что все равно ничего не изменится, незачем пускать пыль в глаза и лишний раз злить народ.
— Наши граждане смогли остановить Земельный кодекс, который явно противоречил национальным интересам. Народ много что может, нужно только преодолеть стереотип мышления, что от нас ничего не зависит. Когда мы победим в себе теорию винтика, то много что можно будет сделать. Вопрос только в том, чтобы те люди, которые занимаются разработкой, были готовы слушать людей, встречаться с людьми и причем встречаться с теми, кто наименее симпатичен, кто все время критикует.
Жизнь показывает — чем больше обсуждений, тем меньше вопросов, недовольства и митингов
Ведь люди, которые готовят этот документ, имеют один угол зрения, а народ, возможно, совсем другой. При обсуждении даже исключительно идеального документа выявляются шероховатости, однобокости и прочие вещи.
— Как считаете, если после принятия поправок в КоАП никаких кардинальных новшеств и изменений в законе не будет, какая реакция населения может последовать?
— Сейчас страна находится в непростой ситуации, можно сказать кризисной — та экономическая модель, в которой мы жили, находится в тупике. И в такой ситуации заниматься волюнтаризмом, всезнайством и мессианством становится экономически ущербно и невыгодно. Задача в том, чтобы больше прислушиваться к людям, больше принимать предложения от гражданского общества. Если нет, то мы будем получать митинги, протесты или того хуже — терроризм и экстремизм. В общем, весь букет, который с этим связан.
— Есть мнение, что законы у нас нормальные, а вот качество исполнения…
— Это еще и Карамзин говорил, что суровость законов смягчается их отвратительным исполнением. Должно быть так — выполнение закона дешевле, чем невыполнение. У нас же коррупция становится средством оптимизации штрафов или решения каких-либо проблем. Я могу привести несколько примеров, когда
водители «наруливают» очень большие штрафы на видеофиксации, а потом идут к чиновникам, а они им эти суммы оптимизируют в 3 или 4 раза
— Считаете, что наши законы излишне жесткие?
— Мое личное убеждение, что сейчас большинство законов заточены под чиновников. Во многих законах есть коррупционные дыры — это надо сейчас убирать. Поэтому больший либерализм в законодательстве нужен.
С другой стороны, совершенно очевидно, что законы — это лучший способ введения культурных норм. Вспомните историю с ремнями безопасности. До этого все мы считали, что это лобби производителей детских кресел, но теперь очевидно, что те вещи, которые автомобилисты считали репрессивными, так или иначе снизили детскую смертность на дорогах. Мое абсолютное убеждение:
90% пробок на дорогах зависит не столько от качества дорог и количества автомобилей, сколько от культуры вождения наших граждан
Во всем мире есть мегаполисы, где улицы уже наших, но отсутствие хаотичных парковок и прочих вещей в итоге обеспечивают трафик. То же самое можно и ко всем другим законам применить.
— Какие законы стоит выносить на обсуждение, а какие нет? Есть узкопрофессиональные законы, которые…
— …не касаются всех без исключения. К этому делу надо подходить «разноэтажно». При обсуждении профильных законов необходимо собрать всех более или менее причастных к этой теме экспертов и обсудить с ними все тонкости. Я более чем уверен, что качество решений от этого только повысится. А законы, которые касаются всех — образование, медицина и прочее — выносить на всенародное обсуждение. Законодательное сектантство, когда законы пишут какое-либо министерство и несколько человек в парламенте, всегда имеет массу отрицательных моментов.
Новые штрафы для водителей: минюст обсуждает суммы с общественностью