Помнится, несколько лет назад одна наша команда, слишком резво начавшая свою международную биографию, подвернулась под руку антидопинговому агентству – со всеми вытекающими из этого грустными последствиями. Официальные лица отмалчивались, а реакция спортивной общественности бушевала вокруг вечного вопроса – кто виноват? Варианты были такие: во-первых, виноваты конкурирующие команды – убоялись сильного соперника и проплатили «наезд». Во-вторых, наши спортивные власти плохо «работали» с антидопинговыми агентствами, мало скандалили, защищая «интересы казахстанского спорта»!
Робкие предложения, что, мол, факты употребления допинга казахстанскими спортсменами может быть имели место, игнорировались либо легко парировались – мол, а кто без греха? У «них» вагонами «употребляют», а ловят только «наших», потому что… И далее по кругу.
Звучали и остроумные предложения – надо бы нам совместно с другими «пострадавшими» учредить альтернативное международное агентство, и если «они» поймают какого-нибудь зазевавшегося «нашего», тут же изловить парочку их спортсменов – в ответ.
Не пойман – не вор. Бьют не за то, что воруешь, а за то, что попался — на этой логике и сегодня основаны почти все интернетовские комментарии, сделанные по поводу допинговых скандалов. Кстати, искренне надеюсь, что положительные результаты первых проб наших спортсменов не подтвердятся.
Но комментаторов как раз это не интересует. «Наши» уже по определению безгрешны, и не потому что «не воруют», а потому, что у «тех» поголовно рыльце в пушку. Эта логика кажется забавной, но только пока мы рассматриваем спорт и его проблемы в терминах, так сказать, «мирного времени».
Это и есть самая большая ошибка прекраснодушных интеллигентов.
О, профессиональный спорт! Ты – война! Кто не верит – посмотрите «фронтовые сводки» с ЧЕ из Франции
«Англичане с расистскими выкриками напали на выходцев из Африки, потом французские полицейские с националистическими выкриками напали на англичан, а потом приехали русские и тут-то всё и началось»…
Пьер де Кубертен возрождал Олимпиады как рыцарское ристалище для таких, как он сам гармонически развитых идеалистов. На первых играх рядом с пловцами и фехтовальщиками соревновались поэты(!). А те, кто получали деньги за занятия спортом (даже если просто играли в бридж) безжалостно изгонялись.
Но профессиональный спорт, как и вся массовая культура, рассчитан не на аристократов. Он нагло пролез всюду, аннексировал Олимпиады и заменил кубертеновский олимпизм своими «правилами игры», в которые органично входит «воровство». Буквальное, в узком значении. Взять хотя бы последние коррупционные скандалы в ФИФА-УЕФА. И в расширительном — допинг, «работа» с судьями, функционерами спортивных федераций, скупка и натурализация зарубежных звезд и так далее…
На смену спортивным рыцарям-поэтам пришла порода молодых людей, не умеющих ничего, кроме как бить друг друга по головам, пинать мячик и высоко подпрыгивать
Ну и ещё, например, кусаться – как уругвайский футболист Суарес. Подпрыгивающие и кусающиеся интеллектуалы зарабатывают в сотни и тысячи раз больше учителей и врачей. А заправилы «воровской игры» извлекают из неё и вовсе инфернальные прибыли. И пока это так, спрос на особые технологии, помогающие выше подпрыгивать и точнее, чем дано человеку природой, бить по мячу, будет только расти.
Но это полбеды. Беда в том, что профессиональный спорт не хочет казаться воровством. Он хочет казаться чем-то возвышенным. Он хочет сохранить рыцарственное лицо, прикрыть благообразной маской Кубертена оскаленную физиономию Суареса. Он хочет казаться борцом с агрессией, расизмом, допингом и так далее. За честную игру!
Когда в ТВ-роликах знаменитые футболисты разных цветов кожи призывают вас сказать «нет» расизму, знайте — их наняли, чтобы заглушить звучащие в Европе трезвые голоса, призывающие ограничить покупку заграничных «звезд».
Сильнейшие клубы укомплектованы форвардами, купленными в Бразилии и Африке, а свои выступают за второсортные команды и не имеют игровой практики на высоком уровне
Хозяевам суперклубов нужны сверхприбыли от рекламы, а её обеспечивают международные суперзвезды. Предложение ограничить число «легионеров» бьет ниже пояса по доходам. И самый простой способ заткнуть рты оппонентам – обвинить в отсутствии политкорректности.
Не исключение и борьба с допингом. Правда ли, что ловят только «наших»? Судя по СМИ, это не всегда так. Присутствует ли в допинговых скандалах пресловутая «политическая составляющая» и насколько она сильна? Трудно отделаться от ощущения, что присутствует, и порой немалая. Без допинга результаты упадут, соревнования станут менее интересными, меньше будет продано билетов и заключено рекламных контрактов. Но когда все билеты проданы, колесо рекламного бизнеса совершило очередной оборот, ради «сохранения лица» кем-то можно и пожертвовать.
Всех не переловишь. Придется прикрыть профессиональный спорт в целом. С нравственной точки зрения, это стало бы идеальным решением проблемы. Но памперсы, газировка и бургеры не позволят. Да и бюргер не поймет. Он сидит на игле спортивных трансляций и слезать с неё не хочет. Поэтому антидопинговое ведомство неизбежно действует и будет действовать избирательно если не по политическому, то по другому признаку.
Ситуации поистине оруэлловского двоемыслия. Выхода из неё тоже два. Первый: коль скоро не в наших силах прикрыть лавочку «воровской игры», так надо легализовать её, сделать прозрачной.
Глотайте что хотите, дорогие гладиаторы современности, крушите друг другу ребра, откусывайте уши!
Ваши древние предшественники делали это «на потеху римской черни» практически даром, а вам щедро платят нынешние спортивные рабовладельцы. Так скорее всего и будет, но ещё не завтра.
Судя по роликам, набирающим наибольшие рейтинги, юное поколение соцсетей уже созрело, чтобы стать аудиторией гладиаторских боёв с всамделишными убийствами, но пока боится пап и мам. Но
лет через двадцать представления о нравственности окончательно восторжествуют над хилым аристократизмом Кубертена
И если бы только в спорте!
Но есть и другой выход – он скорее для индивидуальной гигиены. Не принимать «воровскую игру» всерьез. Не творить кумиров из кусачих и бодливых спортсменов, не включать их в пантеон национальных (а самое главное – собственных) героев.
Не устраивать апофеозов, апокалипсисов и других языческих радений по поводу золотых или серебряных погремушек, завоеванных жертвами фармакологии. Любите спорт? Наденьте поутру кроссовки и на пробежку. Или в горы. Или на велосипед. В конце концов, разве не к этому нас неустанно призывает любимый горакимат?.. А то ведь ещё и книжку можно почитать…
На этой, как говорится, оптимистической ноте…