Украинская земля очень богата разнообразными обычаями и традициями, большинство которых основаны на православных законах. Свадьбы в этой стране отличаются особенным колоритом.
Особое значение уделялось сватовству. В дом невесты приходят сваты — друзья или родственники жениха. Разговор они начинают с таких слов: «Ехал охотник, увидел лисицу — красную девицу, она забежала в этот двор. Мы представляем интересы жениха, хотим заполучить эту лисицу». Невеста в это время ждет в соседней комнате. Если невеста не согласна, то выходит из комнаты, выносит «гарбуз» (тыкву) и вручает ее сватам и гости не солоно хлебавши покидают дом.
Если же родители и невеста согласны, то невеста выходит к гостям с хлебом и солью. Сватов приглашают в комнату, которая называется «светлица», ставят угощение. Гости выпивают, закусывают, хвалят жениха, а хозяева — невесту. Невеста же должна стоять, опустив глаза, у печки и ковырять пальцем, показывая, какая она скромная. Эта процедура называется «сговор». После сговора начинается свадебный процесс.
Родители жениха приезжают к родителям невесты на смотрины, хотя они могут их хорошо знать. Семья невесты тщательно готовится к смотринам: убирают в доме и во дворе, чтобы показать, какая невеста чистюля, в хате должны висеть вышитые рушники и скатерти, что говорит о невесте как о хорошей рукодельнице. Во время смотрин хозяева демонстрируют и обговаривают приданое. Это сундук с добром и разными пожитками. Также невеста должна обязательно иметь золотые украшения, а среди них серёжки. Показателем благополучия является «дукач» — золотая пятирублёвая монета. Ее носят на шее. В приданое могут давать овец, лошадей, землю и т. д. Допускается торг о приданом, мол, дайте больше. Договариваются о свадьбе.
За несколько дней до свадьбы жених с невестой должны обойти всех гостей и лично пригласить. Они кланяются в пояс приглашенным и говорят: «Казалы батько и маты, и мы кажем. Приходьте до нас на свадьбу».
В день свадьбы подруги наряжают невесту, за ней приезжает жених на бричке (это в идеальном случае. Иногда жених может одолжить бричку у кого-нибудь для форсу). Жениха на порог не пускают: родственники, дети, друзья требуют выкуп за невесту. Таких барьеров может быть несколько: на въезде в село, на улицах, на входе в дом. Бывает, что жениху приходится пробираться околицами.
После уплаты выкупа едут в церковь на венчание. При выходе из церкви молодоженов могут осыпать зерном и хмелем. Дома у жениха их встречают родители хлебом и солью. На пороге ставят тарелку. Кто первый встанет, тот и будет в семье главным. Потом начинается пир. Очень много обычаев остались и сейчас, например, похищение невесты и ее туфли.
Если до замужества девушка могла ходить с непокрытой головой, то теперь она должна собирать волосы в узел и покрывать голову платком.
Если человеку строили хату, то ему помогали всем миром. Сначала ставили сруб. На это уходило несколько дней, в течение этого времени хозяйка должна была кормить всех мужиков, а их бывало до 20 человек и более. Естественно, одна она не могла справиться, помогали соседки. После того, как сруб был готов, хату надо было обмазать первый раз, «черновой обмаз». Для этого вскапывали землю, заливали ее водой, а потом засыпали соломой. После этого женщины и дети месили землю. Полученным материалом обмазывали стены изнутри и снаружи.
Первый праздник с выпивкой был, когда был полностью готов сруб, называется «стягати сволокi». Сволокi — это балки на потолке. Бабы мазали стены, а мужики накрывали крышу соломой. Все лето хата сохнет, а где-то в августе-начале сентября более чистая мазка, обязательно с глиной, выравнивание стен дощечкой, осенью, ко вселению в новый дом, идет побелка. В эти дни всех освобождали от работ.
Украинский народ всегда отличался гостеприимством. Желанных гостей принято встречать хлебом и солью. На Руси же издревле повелось встречать молодых, вернувшихся из церкви после венчания домой, «хлебом-солью».
«Хлебом-солью» встречают молодых и теща со свекровью, когда они приезжают на место проведения свадьбы. От свекрови по правую руку становится теща и тесть, по левую — свекор.
Свекрови на руки кладется длинное полотенце, на нем каравай с хорошо закрепленной в середине солонкой с солью. Молодые должны отломать по кусочку от этого каравая и, макнув в соль, съесть.
Хлеб воплощает пожелание благополучия и богатства, а соль играет роль оберега, защищающего от враждебных сил и злого влияния. Специально приглашенный колдун брал из рук хозяйки хлеб и соль, разламывал хлеб на кусочки, круто посыпал солью и разбрасывал крошки по сторонам, чтобы защитить дом от злых сил.
Отказываться от хлеба с солью считалось чрезвычайно неприличным. Сам факт такого угощения являлся знаком особенной приязни и доверия. Считалось, что если накормить хлебом с солью недруга, то он станет другом. Выражение «ты забыл мой хлеб да соль» считалось самым большим упреком неблагодарному человеку.
Само выражение «хлеб да соль», по народному убеждению, отгоняет злых духов. «Хлеб да соль» произносят, если входя в дом, застают хозяев за едой, желая им благополучия.