Почему в Австралии нужно останавливаться за шесть метров до стоп-линии? Что грозит австралийскому водителю, выпившему две бутылки пива? Как на «южном континенте» без полиции «разрулить» ДТП? Обо всем этом — в записках Дмитрия Гусака, «поуехавшего» в Австралию из Казахстана. (Начало — «Если бы австралийские женщины следили за фигурой, их мужики не искали бы жён за границей»).
«ПДД в каждом из шести штатов в Австралии свои, — рассказывает Дмитрий Гусак. У нас в Новом Южном Уэльсе свои, в Виктории — другие, в Квинсленде — третьи… Я в этом никакого смысла не вижу, понятно, что это обычное желание каждого территориального образования продемонстрировать свою самостийность. Внешний вид водительской лицензии (по нашему – водительского удостоверения) тоже у каждого штата свой самостийный. Это означает, что
при переезде из одного штата Австралии в другой надо проходить перерегистрацию и получать новую водительскую лицензию
Слава богу, в большинстве случаев не надо пересдавать».
Что касается правил дорожного движения, то в том виде как в Казахстане, то есть в виде официального документа, где все написано «от и до», в Австралии они есть, но австралийцы об этом не знают. А если и знают, то никто кроме юристов и специальных служб, обеспечивающих инфраструктуру движения, их не читает. Реально, это выливается в то, что знание правил движения в среднем у водителей очень хорошее, но только тех, с которыми они реально сталкиваются, а не вообще…
«Знаков, которые надо знать, очень немного: я насчитал 12, — пишет Дмитрий Гусак. — Здесь похожие знаки не дублируются. Например, у нас в Казахстане знаков про поворот по три на одну ситуацию. Есть предупреждающий, есть предписывающий, есть запрещающий. Здесь, если нельзя повернуть, висит знак, что нельзя повернуть, и всё. Многие знаки дублируются табличками с надписями. Там так и написано: поворот налево, мол, запрещен».
Есть знаки, которых точно нет нигде. Это знаки с изображением местной фауны, которая переходит дорогу в самых неподходящих местах.
При проезде перекрестков существует правило: если твоя машина первая, а за тобой никого нет, то надо остановиться метров за 6 до стоп-линии
И только когда к тебе сзади кто-то подъехал, ты продвигаешься вперед на этих 6 метров, а он стоит и ждет, когда теперь подъедет к нему сзади следующая машина, тогда он подвинется к тебе и т. д. Часто можно видеть, как на перекрестке машины по одной подкрадываются друг к другу. Объясняют это правило тем, что тот, кто подъезжает сзади, может нечаянно в тебя въехать и вытолкать на перекресток или впереди стоящую машину.
Известное нам правило, что нельзя выезжать на перекресток, если на нем нет места, здесь выполняют все и свято. Поэтому
пробок по дурости или наглости отдельных водителей я не видел
Также здесь нельзя выезжать на перекресток для правого (в Казахстане было бы левого) поворота, если идет встречный поток машин. Стоять и ждать посреди перекрестка, да еще с повернутыми колесами, здесь не положено.
Запрещен разворот на перекрёстках. Хочешь развернуться — съезжай на боковую улицу и развернись вокруг квартала.
Зато через двойную сплошную ездить можно, если твоя цель лежит за этой двойной. Например, если ты едешь в магазин или в свой родной дом, который от тебя справа за двойной сплошной (в Казахстане слева), пересекай ее на здоровье, пропускай всех, кто едет по встречной, держи всех, кто едет за тобой – никто тебе слова не скажет. Вернее, вдогонку не «гуднёт».
В Австралии нет понятия «главная дорога — второстепенная дорога», «кольцо главное — кольцо второстепенное».
Все дороги равны и все водители равны, правило одно для всех — помеха справа
Только на Т-образных перекрестках всех пропускает тот, кто едет по «ножке» в тупик. Кольцо – самый распространенный здесь вид перекрестков. Практически все нерегулируемые перекрестки обустроены в виде колец. Так что ты едешь по деревне и все время после каждого квартал, крутишь баранку влево, потом вправо. Думаю, австралийцы это придумали, чтобы водитель не уснул. Какой тут сон – через каждые 200 метров поворот…
Очень правильно, как мне кажется, в ПДД введено у нас отсутствующее понятие школьной зоны. Эта зона распространяется на все улицы в районе школ, обозначена специальными знаками, которые практически все электрифицированы – мигают так, что не заметить невозможно.
Чаще всего их можно видеть на автомагистралях. Их машина стоит обычно на обочине, они сидят в машине. Стоять с полосатой палкой здесь не принято, да и нет, похоже, у них этих палок.
Второй случай, когда можно увидеть полицейских на дороге: во время облавы на тех, кто позволил себе за рулем выпить лишнего. Скажу, что
в Австралии, если у тебя полные права (то есть ты за рулем три года и более), выпить «по чуть-чуть» разрешается
Это «чуть-чуть» можно примерно охарактеризовать так: взрослый мужик в весе от 70 кг и выше может себе позволить выпить две бутылочки пива 0,33 литра и потом раз в час добавлять по бутылке.
В Австралии алкогольная облава выглядит уникально, я такого не видел нигде раньше. Обочина на участке дороги длиной метров в сто отгораживается от дороги пластмассовыми буями. Полицейские одномоментно выхватывают из потока и загоняют на обочину 7-10 машин, иногда и больше. К каждой машине тут же подходит полицейский с алкометром.
Открываешь окно, полицейский в него просовывает свой прибор, и ты просто себе под нос считаешь вслух до пяти
Ни в какую трубку дуть не надо, процедура занимает максимум минуту. После проверки все полицейские разом отпускают все машины и загоняют на обочину следующую партию. Ушлые водители знают, что если машин идет много, а дорога в две полосы и больше (а именно на таких дорогах чаще всего устраивают облавы), безопасно ехать не в крайней полосе – из других полос машины для проверки загнать на обочину сложно.
Когда меня остановили в первый раз и сунули прибор под нос, я все пытался ухватить его ртом и дунуть. При этом полицейский был весьма удивлен моими действиями и начал нервничать. Слава богу, мой сын Сергей, который ехал передо мной, по рации сказал, что надо сосчитать до пяти. От волнения, с радостной улыбкой я сосчитал до пяти и понял по реакции полицейского, что опять что-то не так. Ну конечно, я же считал по-русски! Но прибор, видно, остался удовлетворен и показал отрицательный результат.
Полицейский на всякий случай проверил мою водительскую лицензию и с сомнением в глазах меня отпустил
Вернее, отпустили всех, кого я задерживал…
Совсем в другой ситуации мне пришлось познакомиться с работой полиции, когда я совершил ДТП (я уже писал об этом). Полицейские появились через пять минут (это было на автомагистрали), были предельно вежливы и доброжелательны. Нотаций не читали. Сами вызвали эвакуатор. Офицер, который оформлял это дело, поняв, что я по-английски в нужном объеме «не бельмес», сказал, что нет причин торопиться, можно оформить все и позже, когда рядом будет мой сын в качестве переводчика. Приехал на следующий день вечером ко мне домой, посидели, все записали. От угощения отказался, выпил стаканчик голого чая…
Очень понравился полицейский моей тёще. Действительно, они здесь, видно, специально подбираются: высокие, спортивные, позитивные… Много женщин. В основном тоже спортивные и ухоженные. Все обвешаны какими-то гаджетами с ног до головы. Ну, огромный пистолет, демонстративно выставленный напоказ в полуоткрытой кобуре, и рация, это я понимаю. Но что там еще у них плотненько навешено на ремне, плечах, шее, так и не разобрался. А может, просто коробочки с тормозком?
За злостное нарушение этих требований предусмотрены огромные штрафы – 5500$ и ограничение свободы вплоть до тюремного заключения на 2 года