Недавно глава ведущего российского транспортировщика сырой нефти «Транснефть» Николай Токарев заявил агентству ТАСС, что их партнеры в Казахстане уведомили о плановом постепенном сокращении объемов перевалки через ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт» (ММТП).
«У них есть необходимость загрузить собственные предприятия нефтехимические, которые они строят у себя на территории. Года два назад мы были поставлены в известность, что да, в плановом порядке они будут сокращать объемы перевалки», — отметил Токарев.
Эксперты говорят, что уход зарубежных компаний может сильно ударить по Махачкалинскому порту.
“Через этот порт идет вся нефть, которая добывается в Казахстане, туда идет нефть из Туркменистана. Это достаточно важный порт», —
цитирует Русская служба BBC партнера консалтингового агентства RusEnergy Михаила Крутихина.
Прежде казахстанцев от услуг ММТП начала отказываться крупнейшая частная нефтяная компания России «ЛУКОЙЛ», которая еще в 2013 году перенаправила почти половину отгружаемой ранее через ММТП нефти в нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). По мнению экспертов, компания продолжает сокращать объемы отгрузки через ММТП, что, впрочем, пока в самой пресс-службе компании «ЛУКОЙЛ» не подтвердили, но и не опровергли.
Однако вероятная причина отказа якорных партнеров от услуг ММТП широко стала известна недавно, после официального заявления российской государственной компании «Транснефть», которая сообщила о коррупции в аффилированной с прежним руководством ММТП компанией АО «Дагнефтепродукт».
«Криминальная обстановка на АО «Дагнефтепродукт» и бездействие республиканских административных структур фактически приводит к закрытию экспортных потоков нефти Каспия через единственную инфраструктуру Российской Федерации, принадлежащей государству.
Закрытие, а как следствие и потеря транзитного канала, приведет к перенаправлению потенциальных объемов нефти на такие коридоры, как БТД и порты Грузии», — говорится в сообщении компании.
Судя по данным контролирующих органов, потери в «Дагнефтепродукте», который является монопольным владельцем нефтеналивных мощностей в ММТП, пытаются прикрыть путем добавления в поступающую нефть воды и хлористой соли. К слову, “Транснефть” уже не первый год жалуется на дагестанских партнеров – в 2013 году в компании отмечали, что Дагестан стал лидером в России по объемам украденной из нефтепроводов нефти.
По всей видимости, это одна из причин, по которой в начале июня управляющая ММТП федеральная структура «Росморречлот» не продлила истекший контракт с прежним главой ММТП Ахмедом Гаджиевым. Показатели предприятия, в которое государство (ММТП единственный в России порт, остающийся в госсобственности) явно не в его пользу:
объем отправленных грузов в порту сократился в прошлом году по сравнению с 2014 годом на 22%, а всего за пять лет – на 28%,
до 3,4 млн тонн при выросших после модернизации за государственный счет производственных мощностях (до 8,5 млн тонн). Главным образом снижение показателей связано с уходом нефтяных компаний из порта ввиду непрозрачных правил перевалки грузов.