Заявление председателя КНБ РК Владимира Жумаканова президенту страны о том, что в Актобе террористы обстреляли пионерский лагерь, не нашло подтверждения в МВД. Полиция опровергла слова главного чекиста страны. А видеоролик доклада Владимира Жумаканова был скоропостижно удален с сайта Акорды. Что бы это значило? Своим мнением на этот счет с медиапорталом 365info поделился политолог Антон Морозов.
— Кто врет стране и президенту?
— Скрытая конкуренция между МВД и КНБ была всегда, идет это еще с советских времен. При желании можно найти примеры. Два силовых ведомства, каждое хочет казаться более осведомленным и соответственно более нужным. Внутренняя конкуренция в такие моменты и прорывается на поверхность.
— Не потому ли, что они выполняют одни и те же функции, то есть дублируют друг друга?
— Законодательно нет, у них разные функции. Общественный правопорядок и безопасность государства — разные вещи. Но небольшое пересечение интересов все же есть. Это неизбежно, поскольку в Актобе мы видели угрозу безопасности государства (борется КНБ) с элементами криминала (борется МВД).
Информационное сопровождение не может быть оторвано от общей ситуации в этой сфере. Оно может происходить только в рамках выстроенной модели коммуникаций. А с ней у нас все достаточно печально.
Вертикаль управления информационными потоками, действующая в Казахстане, была более-менее эффективной в течении года-двух с момента своего основания. А теперь она демонстрирует свою неэффективность. Полагаю, что и дальше будет показывать
СЦК отдали под крыло Министерства информации и коммуникаций, то есть убрали из неэффективной вертикали один центр. Персональная ответственность повысилась — раньше ее поровну делили между собой комитет связи, информатизации и информации, Акордой и прочими структурами. И все равно информационная система на уровне государства осталась слишком громоздкой. Пока информация спустится сверху вниз, она элементарно устареет.
Информационные потоки должны быть дорогой с двусторонним движением. А у нас сверху вниз информация худо-бедно идет, а снизу вверх вообще нет. Дело не в СМИ. Проблема эта — системная.
Этим помимо журналистов должны заниматься и партии, и всякие НПО, и прочий «третий сектор». Но мы видим на уровне субъектов этого сектора такую качественную деградацию — никто не хочет портить никому настроение, поэтому какую-то информацию либо умалчивают, либо не доносят. Поэтому тормозит принятие нормальных взвешенных адекватных решений.
Взять хотя бы земельный вопрос. Это же было вообще еще в 2015 году, когда вышел План нации «100 шагов»
Именно там говорилось, что надо внести изменения и дополнения в земельное законодательство. О чем это говорит? Да никто не читал документ, который вышел из-под руки президента и который определяет жизнь страны на годы вперед.
Хотя
под пропаганду Плана нации было выделено колоссальное количество бюджетных тенге. И все равно никто не смотрел и не читал
И когда это все в практическую сферу начало переходить, пошло недовольство, спохватились — а была ли пропаганда и другая разъяснительная работа? Она была, но ее КПД был никаким! Никто не слушал и не слышал. И эта вещь характерна для общей ситуации с информационной политикой в стране.
— Мы можем говорить о том, что председателя КНБ Владимира Жумаканова кто-то подставил?
— Я не знаю вообще, у меня мало информации, как и у всех нас. Как можно давать оценку происходящему, не зная сути? Но если кратко описать субъективные ощущения, то в стране происходит какая-то х…йня, которой быть не должно.
— На фоне высокопоставленной драчки этим могут воспользоваться террористы, которые залегли на дно? Или они откровенно смеются над «компетентностью» высшего руководства силовых структур?
— На самом деле напряглась вся страна и нельзя дать гарантии, что эти события не повторятся где-то еще. Радикалы прекрасно осведомлены, что происходит. И опять-таки они видят, как КНБ и МВД друг друга опровергают, какое у них впечатление о своих противниках? Не самое лучшее — это мягко сказано. У простых граждан, кстати, также, в том числе и мысли «смотрите, кто нас защищает».
— На Ювижине стали появляться материалы от актюбинцев. Отошли от шока, поэтому так запоздало?
— Нет, им просто включили интернет. Отключение или ограничение связи в случае проявлений терроризма представляется необходимой и оправданной мерой. Поскольку официальной информации в первые часы и дни было очень мало, кто бы заполнял этот информационный вакуум? Простые люди, склонные гиперболизировать ситуацию и нагнетать панику. Это и является целью террористов, которую они бы достигли без особого труда.
— Первая официальная информация от МВД появилась спустя 4 часа после случившегося. Это можно назвать оперативным информированием?
— Это нормальное время для структуры, которая не отличается информационной открытостью. Что касается информационного менеджмента во время антитеррористической операции, нужно признать, что он был организован хорошо. Официальная информация шла, панику удалось не допустить. Но последующее освещение ситуации оставляет желать лучшего. Парламент и Ассамблея народа Казахстана при презентации какой-нибудь очередной государственной инициативы тут же выступают с горячей поддержкой. Ассамблея непременно вставляет свои «5 копеек».
А где они сейчас, Ассамблея и Парламент? Почему они молчат? Партия правящая где?
Давно понятно, что в высоких столичных кабинетах сидят люди, слишком далекие от народа. В памяти у многих до сих пор слова министра Школьника с призывами пересаживаться на машины поменьше и возить на работу соседей, удивленный вид председателя Нацбанка, который случайно узнал о девальвации. Вот оно — характерное отношение к людям. И не стоит удивляться, если люди отвечают взаимностью.
https://365info.kz/2016/06/vse-prestupniki-dolzhny-byt-nakazany-nazarbaev/