23 июня 2016 года в Великобритании начался референдум, на котором избирателям предстоит решить вопрос о членстве страны в Евросоюзе. Участки во всех 382 избирательных округах открыты с 7 часов утра местного времени (12.00 Астаны). При этом официальные опросы при выходе с избирательных участков проводиться не будут. СМИ не разрешено давать прогнозы.
Как ожидается, все голоса будут подсчитаны к утру 24 июня, а избирательная комиссия объявит об итогах референдума до начала рабочего дня в Великобритании.
Согласно самым последним опросам общественного мнения, проведенным социологическим институтом ComRes по заказу газеты Daily Mail, 48% британцев выступает за сохранение страны в ЕС,
что на 6% больше, чем тех, кто поддерживает Brexit (понятием Brexit обозначают сценарий, при котором Великобритания выйдет из ЕС. Оно образовалось из сочетания части слове Великобритания (Br) и слова выход -exit). В то же время, по результатам другого исследования, проведенного для газеты The Times, разрыв между сторонниками и противниками членства в ЕС составляет лишь 2% (51 — 49), сообщила «Немецкая волна» со ссылкой на Reuters.
Выход из Евросоюза обсуждался в Великобритании с момента вступления в него в 1973 году, потому что значительная часть населения была против этого. Однако как никогда близок к выходу из ЕС Лондон оказался в последнее время.
Британцы выражали недовольство невозможностью проводить независимую миграционную политику, усилением роли европейской бюрократии и «навязыванием» единой европейской валюты
Проведение референдума о членстве в ЕС было одним из основных предвыборных обещаний премьер-министра Дэвида Кэмерона.
Если большинство британцев проголосуют против, над ЕС нависнет угроза дальнейшей дезинтеграции, — полагает основатель ассоциации «Единая Европа» (United Europe) Юрген Гроссманн. — Сама Британия серьезно пострадает, если будет отрезана от единого рынка ЕС и выйдет из общеевропейских торговых соглашений. Но и другие страны Европы столкнутся с серьезными экономическими, финансовыми и политическими последствиями.
В экономическом смысле сильнее всего пострадают главные торговые партнеры Британии — Нидерланды, Ирландия и Германия. В финансовом плане главными жертвами, вероятно, станут страны Центральной и Восточной Европы.
Чистые взносы Британии в бюджет Евросоюза в 2015 году составили 11 миллиардов евро,
и сокращение этих взносов, не говоря уже о полной их ликвидации, негативно скажется на этих странах, крупнейших нетто-получателях субсидий из бюджета ЕС.
В политическом смысле выход Британии грозит хаосом как минимум в краткосрочной перспективе, потому что даже у сторонников выхода нет четкого представления, как потом выстраивать отношения с Европой. Вряд ли Лондон согласится на норвежский формат, при котором Британия сохраняет доступ к единому рынку, но при этом должна соблюдать законодательство ЕС и платить взносы в европейский бюджет. А более радикальный разрыв означает, что в Британии прекратят действовать тысячи законодательных актов, к чему британское правительство пока совершенно не готовилось.
Если Британия проголосует за то, чтобы остаться в ЕС, то безусловно, в правительственных кабинетах и корпоративных залах заседаний вздохнут с облегчением. Появится сильное искушение признать такой исход успешным, вычеркнуть британский вопрос из повестки дня и вернуться к нормальной жизни. В конце концов, в Евросоюзе хватает кризисов и без британского выхода.
Но поддаваться этому искушению опасно.
23 июня — момент истины для всей Европы. Он заставит европейцев признать, насколько непопулярным стал Евросоюз и насколько они не уверены в правильности выбранного пути
Даже те в Британии, кто агитирует за то, чтобы остаться в ЕС, напирают не столько на общеевропейские ценности, сколько на страх перед экономическими последствиями разрыва.
Какими бы ни были результаты британского референдума, европейцам придется ответить на два вопроса. Во-первых, по какому пути интеграции следует двигаться в дальнейшем? Во-вторых, как переубедить евроскептиков? Очевидно, что структуры ЕС должны стать менее забюрократизированными, проявлять больше уважения к национальной и региональной идентичности и огромному разнообразию культур в Евросоюзе. Но еще важнее, чтобы европейские власти предпринимали больше усилий для повышения благосостояния европейцев. А это значит, что нужны экономический рост и рабочие места, и прежде всего для молодых людей.