Пока сорвиголовы кричат «Не продадим землю Казахстана!», аналитики разводят руками: в стране не хватает тех, кто на этой земле хотел бы и умел работать. Нет зоотехников, ветеринаров, механизаторов — нехватка ощущается на крупных сельхозпредприятиях. Более 9 тысяч специалистов не хватает агропромышленному комплексу Казахстана (по данным Министерства сельского хозяйства за 2015 год). Может, особо горячим знатокам земельного вопроса пора идти в поле?
Недавно служба исследований компании HeadHunter Казахстан проанализировала активность участников онлайн рынка труда, занятых в сельскохозяйственном и аграрном секторе страны за неполные полтора года. Цифры вышли нерадостные.
На сайте hh.kz с 1 января 2015 года по 30 мая 2016 года, то есть
за 17 месяцев, в профессиональной области «Производство» (с аграрным уклоном) было опубликовано всего 665 вакансий
Подавляющее большинство предложений пришлось на сельхозпроизводство – 64% от общего числа вакансий в исследуемой проф. области, 18% — на главных агрономов. В каждой 8-й вакансии требовался технолог (12%), а в каждой 14-й – инженер производства и переработки зерновых.
Соискателей по аналогичным запросам оказалось на 47% больше (что в числовом эквиваленте не сильно отличается от первого показателя) — 986 резюме, опубликованных или обновленных на hh.kz. Интересно, что и предложения распределились в точно такой же последовательности, что и предпочтения компаний с небольшими различиями в процентном соотношении.
— По результатам проведенного исследования очевидно, что на текущий момент предложения о работе для специалистов аграрного сектора весьма незначительны в количественном плане, — прокомментировала ситуацию генеральный директор HeadHunter Казахстан Нина Быченко. — Среди соискателей эта цифра еще меньше в разрезе общего числа всех пользователей hh.kz (которых больше 1 миллиона 150 тысяч) – Наблюдается ощутимый дефицит в рабочей силе, специалистах, желающих работать «на земле», по меньшей мере – на онлайн рынке труда. С другой стороны, радует, что на портале размещаются вакансии и для руководителей предприятий сельского хозяйства, начальников кормоцехов, заведующих элеваторами и так далее. Значит, перспективы расширения вакансий для всех типов сотрудников (в том числе, работающих «в поле») есть. Больше всего соискателей (после Астаны и Алматы) из Костанайской, Акмолинской и Северо-Казахстанской областей.
Средняя заработная плата, которую компании предлагают на вакансии в сельхозотрасли – 148 тысяч тенге, минимальная – 59 тысяч тенге
«Проблемы с кадрами для АПК в Казахстане во многом связаны с падением престижа аграрного труда за счет закрывающихся производств и низким уровнем заработной платы, не говоря уже о том, что
при высоком росте рождаемости сельская инфраструктура развивается слабо, во многих селах уже практически нет крупного производства, социально-культурных и коммунально-бытовых учреждений,
— пишет самый авторитетный агропортал Казахстана «КазахЗерно». Кроме того, в некоторых поселениях до сих пор люди пользуются привозной водой, наблюдается большой недостаток специалистов социальной сферы, что негативно отражается на качестве предоставляемых услуг здравоохранения, образования, культуры и спорта».
Между тем руководитель секретариата аграрного комитета Национальной палаты предпринимателей Мырзахмет Уксикбаев пояснил, что такое положение дел возникло также вследствие потери связи образования с производством:.
— Во-первых, нет обратной связи, где бы предприятия говорили вузам о том, какие им специалисты необходимы. Сейчас
Министерство образования и науки готовит профессиональные стандарты, определяет перечень специальностей, но этим должны заниматься сами участники рынка, исходя из своих потребностей
Во-вторых, нельзя сказать, что государство не предпринимает никаких мер для оздоровления ситуации с кадрами. Такая работа на государственном уровне ведется весьма активно, принимают самые разнообразные по своему охвату и направленности программы, на которые бизнес должен ориентироваться. Но другой вопрос в том, что все эти программы находятся в компетенции разных уполномоченных органов.
К примеру,
программа “С дипломом — в село!” находится в ведении Министерства образования и науки, “Агробизнес-2020” — в Минсельхозе, “Доступное жилье” — в Министерстве национальной экономики
Все эти программы нужно направить на молодого специалиста, чтобы он мог поехать в село, получить доступное жилье, оплачиваемую работу и другие стимулы, — считает представитель НПП «Атамекен».