Депутаты и генпрокуратура выступают за ужесточение наказания водителей, севших за руль подшофе. В МВД же уверены, что в этом нет необходимости. Несмотря на печальную статистику.
Вопрос об ужесточении ответственности за управление автомашиной в нетрезвом состоянии поднял депутат Сената парламента Бектас Бекназаров.
— На дорогах Казахстана в последние годы очень высокая аварийность, — сказал он в одном из своих выступлений. — Большое количество раненых и погибших в ДТП. Только за 2014 и 2015 годы в ДТП на дорогах Казахстана пострадали более 55 тысяч человек, погибли 5 038.
По мнению сенатора, именно нетрезвые водители все чаще становятся виновниками ДТП, в которых получают травмы и погибают люди.
— По данным МВД, динамика зарегистрированных фактов управления автотранспортом нетрезвыми водителями за последние пять настораживает: в 2011 году — 260, в 2012 году — 424, в 2013 году — 584, 2014 год — 502, 2015 год — 498, — отметил Бекназаров.
Для того, чтобы водители-выпивохи перестали садиться за руль, сенатор предлагает наказывать их гораздо жестче, чем сейчас.
И если в МВД пожелание сенатора сочли неуместным, сообщив, что «не видят необходимости в ужесточении ответственности за вождение в нетрезвом состоянии», то в прокуратуре этот вопрос решили рассмотреть всерьез.
Он даже был вынесен на обсуждение межведомственной группы по мониторингу и обобщению практики применения норм уголовного и уголовно-процессуального кодексов.
Конечно, о наказании в виде публичной порки водителей подшофе, как предлагал делать в своем запросе на имя премьер-министра сенатор, речь не идет. Однако с пьянством за рулем необходимо бороться более жесткими, в сравнении с нынешними, методами.
Сегодня, согласно Кодексу об административных правонарушениях, за нетрезвое вождение предусмотрено лишение прав на максимальный срок до 10 лет. При этом, такое наказание грозит лишь в том случае, если водитель: «… находясь в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения» повторно, в течение года после истечения срока административного взыскания, сядет за руль пьяным, создаст аварийную обстановку, повредит чью-то машину или другое имущество. Уголовная же ответственность без возможности примирения сторон наступит лишь в том случае, если в ДТП пострадает или погибнет человек.
То есть, если говорить по-простому, у водителя в нетрезвом состоянии, даже лишенного прав и периодически садящегося за руль подшофе, всегда есть лазейка для того, чтобы избежать реального чувствительного наказания, которое бы заставило задуматься о том, стоит ли продолжать свои нетрезвые вояжи.
Для того, чтобы понять, какие неадекваты порой оказываются за рулем и какую опасность несут для окружающих, приведем всего пару примеров за прошедший апрель.
В Алматы на Северном Кольце водитель иномарки не заметил разделительного газона и врезался в столб с дорожным знаком. Прибывшим полицейским он сообщил: «За рулем не ехал, а на месте ДТП появился из космоса».
А вот еще один алматинец, который уверяет, что не сидел за рулем во время ДТП, взяли его, пьющего, прямо с работы на АЗС.
А вот так он себя вел на месте задержания. Присутствие очевидцев произошедшего и их показания не только не успокоили, а даже раззадорили нарушителя.
Ответственность водителей, позволивших себе сесть за руль в нетрезвом состоянии, можно обсуждать долго и в разных плоскостях. Остается только один вопрос: кто вернет родным их погибших близких или изменит искалеченные судьбы?
Может, лучше перестать сажать за мелкие кражи? Ведь тот, кто позволил себе сесть за руль, зная, что пьян, несет гораздо большую опасность и последствия для окружающих, чем тот, кто украл курицу или сотовый телефон.