Что общего у Казахстана и Австралии? Огромные территории, малочисленное население, громадные запасы полезных ископаемых, почти повсеместные зоны рискованного земледелия. Вместе с этим Австралия в нынешнее кризисное время имеет 2,1% от мирового ВВП, а Казахстан даже в «сытый» 2013 год «вкладывал» в мировую экономику только 0,3%. Почему же мы не Австралия?
Ещё несколько цифр только по одной отрасли. С 1991 года среднегодовой прирост сельского хозяйства Казахстана составил 0.0087 млрд.долл. или 0.086%. Доля в мире сократилась на 0.54%. Доля в Азии уменьшилась на 1.7%. Доля в Центральной Азии уменьшилась на 22.1%. Минимальный уровень развития у сельского хозяйства Казахстана был в 2000 году (1.5 млрд долл.). Наибольший — в 2013 году (10.3 млрд долл.), но никогда не превышало 5% от ВВП.
В Австралии же, по данным казахстанского экономиста Бауржана Исаева,
аграрный сектор составляет около 12% от ВВП при всего лишь 10% населения,
живущего на селе, и огромных непригодных для ведения сельского хозяйства территориях (в этом тоже схожесть с Казахстаном).
Но, несмотря на засушливые и пустынные земли, 61% площади Австралии покрывают 135 996(!) фермерских и скотоводческих хозяйств, сочетая орошаемые земли с богарными полями.
«Австралия — вообще хороший пример для Казахстана, — пишет экономист. — Большая территория с малочисленным населением. Урбанизация составляет 90% (самая урбанизированная страна, если не считать города-государства). У них сфера услуг занимает 68% от ВВП, (в Казахстане — 58%), но с совершенно иной структурой (добавим, что в Австралии существует и мощный горнодобывающий сектор, и огромная газовая промышленность. Только занимают они в ВВП страны 10% и 9% соответственно — прим. авт).
Отметим, что главные на рынке услуг в Австралии — информационные, образовательные и логистические. И конечно, финансовые. Так,
Австралийская фондовая биржа в Сиднее — крупнейшая фондовая биржа в южной части Тихого океана
Австралия является родиной для ряда крупнейших мировых компаний, таких как BHP Billiton, National Australia Bank, Commonwealth Bank, Rio Tinto, ANZ, Westpac, Telstra, Macquarie Group, Woolworths Limited и AMP Limited.
Ещё один интересный момент. Давайте посмотрим, как всего за 18 лет изменилась направленность этих крупных компаний, что и до сих пор доминируют в экономике страны.
В 1980 году восемь из десяти ведущих монополий Австралии были связаны с добычей полезных ископаемых и использованием природных ресурсов
Первое место среди них занимал мощный концерн BHP Billiton. Две компании из этой десятки, не связанные с добывающей промышленностью, были представлены крупными банками, которые занимали восьмое и девятое места. В конце 1998 года только две из десяти ведущих монополий были связаны с добычей полезных ископаемых и использованием сырья — BHP скатилась на четвертое, а Rio Tinto занимала девятое место. Остальные восемь мест стали принадлежать News Corporation – конгломерату средств массовой информации, зрелищных организаций и информационных служб (первое место), четырем банкам (Национальному Австралийскому, приватизированному Союзному банку Австралии, Банковской корпорации Westpac и Австралийской и Новозеландской банковской группе), компании AMP Limited – крупному финансовому институту, не связанному с банками, полуприватизированной телекоммуникационной корпорации Telstra и компании недвижимости Lend Lease.
«К середине 90-х население Австралии составляло около 17-18 млн (как у нас сейчас), — продолжает Бауржан Исаев. — А сейчас в Австралии проживает около 24-25 млн. Ключевым драйвером роста экономики и благосостояния явилась грамотная политика в области миграции. И выход к морю не является ключевым. Один из основных (если не главный) внешнеэкономических партнеров у них — Китай.
У нас отсутствие выхода к морю компенсируется непосредственной близостью к Поднебесной, а также как огромные рынки сбыта есть Россия и Иран»
Есть одно «но», которое именуется тревожным словосочетанием «Китайское проникновение». Китайцы в Австралии (из КНР, Гонконга, Сингапура, Макао, Тайваня) образуют крупнейшую общину за пределами самого Китая (за исключением китайской общины Канады). Общая численность китайцев в Австралии составляет примерно 4% от всего населения страны.
Каждый год численность китайцев в Австралии растёт на 200 тысяч человек
Но… Хотя Австралия и сильно обеспокоена угрозой попасть в тень китайского гиганта, согласно национальному законодательству, правительство страны имеет право заблокировать любые сделки с Китаем (или с любой другой страной) на основании того, что они противоречат национальным интересам. Так и случилось несколько лет назад, когда правительство Австралии заблокировало уже готовую сделку по продаже китайскому государственному капиталу крупного пакета акций третьей по размеру горнодобывающей компании мира — Rio Tinto.
И все же главнейшим источником дохода для Австралии остается сельское хозяйство.
Каждый год Австралия экспортирует около 10 млн тонн одной только баранины
С начала 21 века был налажен экспорт живых овец, которых забивали после доставки в страну назначения. В основном этот товар приобретали мусульманские страны Ближнего Востока. Начиная с 2001 года австралийское производство овечьей шерсти стало составлять 9% мирового производства. При этом Австралия доминирует в секторе тонкой шерсти, производя 50% мутона в мире…
«Но мы все также продолжаем уповать на нефть, газ и металлы вместо того, чтобы активно заниматься развитием аграрного сектора и человеческого капитала (в том числе с помощью иммиграционного законодательства).
Наличие свободных и неиспользуемых земель — это одно, но совершенно иное — предоставить возможности и доступ для их возделывания
Поэтому я считаю, что дело не в диалоге с властью, а в том, чтобы предоставить условия для раскрытия потенциала — создать дополнительные источники роста экономики. И не будет никаких митингов и «попыток к диалогу». Будет процветающая страна, попасть в которую захотят миллионы лучших людей со всего света», — заканчивает экономист.