Официальный курс узбекского сума непоколебим. А вот курс на черном рынке мечется — так выглядит дедолларизация по-узбекски. Есть еще и биржевой курс, но он не для всех. Все это — реалии сегодняшнего Узбекистана.
Черный кроссовер местного производства «Captiva» подъезжает на стоянку возле крупного рынка «Чорсу». К машине сразу же подбегают двое молодых парней с черными полиэтиленовыми пакетами. Водитель приспускает стекло и протягивает несколько 100-долларовых купюр. Парни, быстро отсчитав нужную сумму, передают ее водителю и машина отъезжает. Парни прячут доллары в карман и удаляются на свое «рабочее место».
Это — обычный эпизод из работы черного рынка обмена иностранной валюты. Людей, работающих таким образом, называют валютчиками на узбекском и на русском, а в регионах просто «долларчилар» («долларисты»). Официальные обменники также существуют, но работают только на покупку валюты. Продажи долларов или евро нет и не может быть.
По курсу Центрального банка страны $1 на 18 мая стоит 2940,10 сум. А на неофициальном рынке доллар у вас купят за 5500-5800 сум и продадут за 6000-6100
«Черный обменник» работает круглосуточно, и если клиент меняет свыше 500 долларов, то валютчики прямо едут к нему домой или в назначенное место. При этом никто не спрашивает паспорт у клиента, ограничений при покупке нет, как это делается в банках страны.
Раньше «валютный базар» располагался только на крупных рынках типа «Алайский», «Чорсу», «Куйлюк», но с недавних пор иностранные деньги можно менять по всему городу в местах скопления людей и торговых точек. Кроме американских долларов можно продать и купить казахские тенге и российские рубли. В последнее время евро также продается и покупается, хотя не так часто.
В большинстве своем продавцы и покупатели валюты — это бедные парни, выходцы из узбекских махаллинских трущоб и приезжие из регионов страны. Для них валютчик — это уже профессия и способ заработка на жизнь.
В среднем самый рядовой валютчик в день зарабатывает примерно от 60 до 100 тысяч сумов ($10-15)
Это считается очень хорошим доходом в стране, где минимальная ежемесячная зарплата 130 тысяч сум ($22).
В старой части Ташкента есть целые улицы и махалли валютчиков. Старые и одноэтажные низкие дома с извилистыми улицами, зачастую тупиковыми проходами — очень удобное место для того, чтобы спрятаться или исчезнуть во время милицейских облав. Несмотря на регулярные сообщения о рейдах и задержаниях, черный рынок живучий и работает бесперебойно. Валютчики в многолюдных местах негромко, нараспев повторяют прохожим: «Доллары, тенге, российские рубли покупаем». Сделки совершаются открыто, а стражи порядка, которые как правило всегда находятся где-то рядом, делают вид, что ничего не замечают.
Среда валютчиков – это замкнутый круг и попасть туда не очень просто. Есть своя иерархия и управление. Обычно главного «мененджера» валютного рынка мало кто знает. С ним на связи крупные меняльщики. «Мененджер» информирует о том, какой сегодня будет курс, и обеспечивает наличностью. Он же собирает дань от рядовых валютчиков и крышует.
Есть своего рода кодекс поведения и правила. Главное — нельзя обманывать клиента при расчете
Иначе валютчика накажут и выгонят с работы, а это уже трагедия.
На стоимость курса доллара влияют события сезонного характера. Например, когда паломники собираются в хадж в священную Мекку — более пяти тысяч паломников начинают закупать доллары. Или момент, когда автозавод начинает продажу популярных моделей за валюту внутри страны.
Бывает и такое, что процесс обмена приостанавливается на несколько часов и вы не сможете купить или продать валюту хоть убейтесь. Валютчики говорят, что пока нет информации и ждут её. Это означает, что «главный аналитик» валютного рынка думает или делает расчеты.
В Узбекистане существуют несколько курсов обмена иностранной валюты: курс Центрального банка Узбекистана, биржевой клиринговый курс доллара (около 8 тысяч сумов за доллар; им пользуются импортеры товаров) и курс черного рынка.
Курс на черном рынке Узбекистана в последнее время постоянно меняется, что наблюдатели связывают с обвалом российского рубля и частично казахстанского тенге. Это неудивительно, ведь Россия и Казахстан являются главными торговыми партнерами после Китая. На изменения курса также повлияло снижение объема переводов узбекских трудовых мигрантов.
По данным Центробанка РФ, объемы денежных переводов между Узбекистаном и Россией в январе-сентябре 2015 года снизились почти вдвое — до 2 миллиардов долларов, однако республика по-прежнему занимает первое место среди денежных получателей из стран СНГ. По экспертной оценке,
объем денежных переводов в Узбекистане сегодня достигает порядка 6% ВВП страны и более 20% экспортных годовых доходов
15 мая 2016 года доллар обесценился почти на 1000 сум. Черные трейдеры покупали «американца» за 5500-5400 сум вместо 6500-6400, а продавали по 6000-6100. Большинство валютчиков склоняются к мысли, что курс доллара снизили в преддверии саммита ШОС в Ташкенте, который состоится 24-25 июня 2016 года. Другие связывают с коррупционным скандалом с участием GM Uzbekistan по реэкспорту автомобилей. Некоторые считают это следствием ограничения наличности со стороны Центрального Банка Узбекистана и политикой тех, кто контролирует черный валютный рынок. «Крупные продавцы играют на понижения курса, закупают валюту в больших объемах и перепродают, повысив курс. Это обычные спекулятивные игры, такое бывает частенько», — комментирует один из ташкентских предпринимателей.
«Это временное явление, через пару недель все вернется к 6500 сум за $1», — говорит другой валютчик на условиях анонимности.
Все признают, что на черном рынке крутятся огромные деньги, выведенные из официального финансового оборота. Но данные Международного валютного фонда (МВФ) утверждают, что банковский сектор страны «отличается стабильностью и высоким уровнем капитализации и ликвидности».
В мае 2015 года страну посетила делегация МВФ, глава которой по итогам своей миссии сделал заявление:
«Денежно-кредитная политика остается адаптивной. За период с января 2014 года Центральный банк Узбекистана снизил ключевую ставку, ставку рефинансирования, с 12% до 9%. Рост кредита экономики остается высоким. Темпы снижения обменного курса узбекского сума более низкие по сравнению с валютами стран, являющихся торговыми партнерами Узбекистана».
Узбекистан стал членом МВФ в 1992 году, с 1993 года в стране действует его представительство.
По мнению некоторых экономистов, узбекскому правительству вполне под силу взять под контроль черный рынок. В Узбекистане были времена, когда официальный курс сравнялся с черным и валютчики оставались без работы. В 2003 году власти смогли ликвидировать черный рынок, повсюду заработали обменники. Но это был очень короткий период «свободного доллара», который, очевидно, невыгоден современным хозяевам черного рынка.