Страсти вокруг вопроса о продаже сельскохозяйственных земель в нашей стране иностранным гражданам и компаниям в последнее время достигли такого накала, что дебатирующие вполне реально рискуют выплеснуть из ванны вместе с водой и ребенка, в роли которого в данном случае выступает уже сложившийся рынок земли.
Дело в том, что
без вовлечения в хозяйственный оборот такого важного фактора производства, как земля, на рыночной экономике смело можно ставить крест
Поэтому не удивительно, что в Казахстане, считающимся лидером по темпам и глубине рыночных реформ и вступившим недавно в ВТО, земельное законодательство вполне либеральное, позволяет участвовать в этой сфере экономики не только казахстанцам, но и иностранцам вместе с лицами без гражданства. Статья 20 Земельного кодекса прямо указывает на это обстоятельство. В ее пункте 1 констатируется, что в нашей стране признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность на землю. При этом субъектом права государственной собственности на территории страны выступает исключительно Республика Казахстан, тогда как частными собственниками могут выступать граждане и негосударственные юридические лица. Под гражданами в данном случае понимаются не только собственно казахстанцы, но и иностранцы наряду с лицами без гражданства.
Однако
права на владение землей у двух последних групп физических лиц, а также иностранных негосударственных юридических лиц ограничены по закону
Так, они не могут владеть землями, предназначенными для ведения товарного сельскохозяйственного производства и лесоразведения, и земельными участками, расположенными в пограничной зоне и пограничной полосе РК. Участки же сельскохозяйственного назначения могут предоставляться им только на праве временного землепользования на условиях аренды сроком до 25 лет.
Четко прописана в законе и процедура лишения права собственности на участок сельскохозяйственного назначения в случае выхода его владельца из гражданства РК. В течение трех месяцев с момента выхода из гражданства ему по выбору предоставляются следующие варианты – произвести отчуждение участка, переоформить право на него в право временного землепользования на условиях аренды сроком до 10 лет или же с согласия местного исполнительного органа вернуть участок в государственную собственность с выплатой цены, по которой он был приобретен у государства (собственника).
Так что глава государства был совершенно прав, заявив на встрече с руководящим составом Генеральной прокуратуры в понедельник, а затем и во вторник на XXIV сессии Ассамблеи народа Казахстана, что у нас сельскохозяйственные земли не продаются иностранным гражданам и компаниям. Однако
это вовсе не означает, что отечественный земельный рынок совершенно закрыт для иностранных инвесторов
Если исключить участки, предоставляемые для ведения товарного сельскохозяйственного производства и лесоразведения, то остается вполне широкий простор для вложения денег из-за рубежа. Ведь согласно Земельному кодексу, иностранные граждане, лица без гражданства и негосударственные иностранные юридические лица могут получать в собственность участки под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми, зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами, а также участки, предназначенные для обслуживания зданий (строений, сооружений) в соответствии с их назначением.
В заключение добавим также, что по закону средства, полученные государством от продажи земельных участников сельскохозяйственного назначения, поступают в Национальный Фонд РК. В 2015 году эти поступления по предварительным данным составили 1,2 млрд. тенге, а в текущем, по состоянию на 1 апреля – 321,7 млн. тенге при годовом ориентире в 1 млрд. тенге Пока эти суммы относительно невелики, но можно предположить, что если нефтяные цены будут оставаться на нынешнем низком уровне, то продажа таких земельных участков и
активизация рынка земли станет более важным приоритетом для государства
Слухи о продаже земли иностранцам пускают провокаторы — Назарбаев
Недовольные продажей земли должны идти цивилизованным путем — политолог