Инфляция довела узбекский сум до состояния, что банки грабить попросту невыгодно. Взломанные двери оказываются дороже, чем унесенные грабителями мешки с деньгами. Именно поэтому недавнее ограбление банка в Узбекистане оказалось и самым масштабным по суммам, и самым смешным — возможно, за всю историю Узбекистана.
Узбекская редакция радио «Свобода» 21 апреля сообщила, что в Багатском районе в Хорезмской области преступники ограбили местное отделение «Микрокредитбанка». Грабители в полночь отключили сигнализацию, сломали решетку и взломав сейф,
украли 45 мешков денег в национальной валюте — 16,131 млн сум. Если перевести сумму в доллары — 2560 долларов
«Все перерыли, забрали всю имеющуюся в банке наличную сумму в мешках, загрузив в микроавтобус «Дамас», — рассказал источник «Свободе».
Сумма ущерба, нанесенного собственности банка, больше, чем вынесли грабители
Они же взломали решетку на первом этаже, двери, сигнализацию и сейфы в хранилище банка», — объяснил корреспонденту «Свободы» сотрудник банка.
Источник в правоохранительных органах Хорезмской области сообщил радиостанции, что спустя 10 дней задержали двух человек, подозреваемых в налете на банк. Выяснилось, что преступление совершил 38-летний сотрудник милиции охранного отделения местного РОВД.
«Глава преступной группы в качестве сотрудника патрульно-постовой службы раньше охранял этот банк. Сотрудник милиции привлек к совершению грабежа 34-летнего безработного брата. Похищенные деньги возвращены в банк, в настоящее время задержанные содержатся в следственном изоляторе города Ургенча»,- прокомментировали в правоохранительных органах сотруднику радио «Свободы».
«Свобода» приводит слова местного предпринимателя Арслона Сапаева:
Этот случай свидетельствует о нехватке наличности, а также о бедственном состоянии узбекских банков
Грабители разбили окно, взломали сейфы и всего-навсего украли 2000 долларов. Это смешно. У меня в кармане сейчас столько же денег. Неужели наши банки в таком ужасном состоянии?»
Радио рассказывает, что в редакцию регулярно поступают жалобы о том, что работники крупных предприятий стратегического значения и пенсионеры не могут получить свои деньги месяцами — из-за отсутствия наличности в банках. Люди также не могут получить отправленные зарубежные денежные переводы.
Местная газета «Хорезмская правда» ничего не сообщает об этом происшествии. В колонке газеты «Человек и закон» последнее сообщение датируется 7 ноябрем 2014 года, в котором говорится, что «фермер находится под защитой закона». Получается, вся «правда» остается за пределами Хорезма.
Местный хорезмский журналист по имени Алланазар по телефону уточнил, что здание банка охранялась очень слабо. Поэтому ограбление происходило по голливудскому сценарию: злоумышленники ночью проникли в здание банка. Там находился всего один охранник. Ему связали руки и ноги, пригрозив, чтобы не пытался оказать сопротивление.
Налетчики были настолько уверены в себе, что зашли в банк без масок
Случай в банке оживил серую и однообразную жизнь провинции, удаленную от столичного Ташкента аж на 1000 км. Местные бурно обсуждали этот совсем неузбекский случай в узбекском Хорезме.
«Когда поймали налетчиков и узнали сумму украденного, у многих это вызвало смех. Некоторым даже стало жалко грабителей, которые обогатились всего на 2000 долларов», — комментирует местный журналист.
Ироничность ситуации подчеркнул тот факт, что
банку теперь потребуется более 16 млн сумов, чтобы восстановить разрушенное грабителями — это больше, чем унесли грабители
«Все же знают, что в банках нет денег! Поэтому пенсии и зарплаты переводят 2-3-месячным опозданием на пластиковые карты. Куда они полезли?», — пишет в фейсбуке читатель под ником «хохмач».
На удивление, в Узбекистане работает очень много банков. Но количество уступает качеству обслуживания. У вас есть пластиковая карточка, но вы не можете обналичить. Если деньги приходят на ваш счет, снять их тоже проблема — либо выдают по частям, либо просто перегоняют на вашу карту. Банкоматы — редкость даже в столице, а в провинциях и вовсе забыли, как они выглядят. Так что человек с наличкой в Узбекистане выглядит как местный Рокфеллер. За живые сумы и цены ниже, а еще вас больше уважают, чем несчастных владельцев пластиковых карточек.
Причина понятна — власти, жестко контролируя денежную массу, удерживают инфляцию и цены. Но подобная финансовая политика породила другой феномен —
в Узбекистане сложился культ доллара
Все крупных сделки купли-продажи — квартиры, дома, торговые и производственные точки, автомобили, — совершаются в долларах.
Узбекистан на сегодняшний день — страна с самыми мелкими денежными купюрами в СНГ. Самая крупная купюра здесь 5000 сум, что составляет 0,8 долларов. И даже при этом купюра — редкость в регионах. Там в ходу банкноты номиналом 1000, 500 и 200 сум. Пачка 200 сум — 20000, это 3 доллара США. Самые ходовые — тысячные купюры. Обменяв 100 долларов, вы получаете стопку из шести пачек — 600 тысячесумовых банкнот. Обладатель такого богатства ходит с оттопыренными карманами. Поэтому налетчики не смогли спрятать такую сумму и быстро попались.
Именно поэтому ограбления банков в Узбекистане — редкость. Предыдущий подобный налет был совершен в Самарканде на одно из отделений «Асака-банка» 17 апреля 2009 года. Официального сообщения об этом случае не было, но самаркандские журналисты рассказали, что вооруженная группа из трех человек в масках совершила налет на филиал «Асака-банка», расположенный в самом центре Самарканда. В отделении находились три сотрудника, один из которых был убит. Налетчики похитили 22 тысячи долларов США.
Самаркандским сотрудникам правоохранительных органов удалось составить фоторобот преступников, хотя факт наличия у следователей хотя бы приблизительных данных о внешности налетчиков вызывает сомнение. Во-первых, грабители были в масках, во-вторых, ни одно отделение какого-либо банка в Самарканде не оборудовано камерами видеонаблюдения.
Ограбление было тщательно спланировано и налетчики знали, что в отделение банка привезли валюту для выплаты денежных переводов. Время нападения также было выбрано не случайно — перед налетом дежурившие здесь милиционеры ушли на развод.
В сентябре 2008 года в том же Самарканде люди в масках с автоматом Калашникова ограбили ювелирный магазин. Грабители смогли унести с собой драгоценностей на сумму 55 000 — 60 000 долларов США. Подобное жители страны видели только в голливудских фильмах. Были ли задержаны вооруженные преступники, пресса не сообщает.
Информационный портал, заблокированный в Узбекистане, в своей статье 19 февраля 2015 года пишет, что в 2014 году количество убийств в столице Узбекистана увеличилось на 18,5 процентов по сравнению с предшествующим годом. Существенно увеличилось количество угонов автомобилей, разбойных нападений, грабежей, квартирных краж. Тенденция к совершению особо тяжких преступлений сохраняется и в 2015 году. «Средства массовой информации не имеют доступа к ежедневным сводкам, МВД Узбекистана и УВД Ташкента скрывают статистику преступлений, опасаясь паники среди населения»,- комментирует интернет-издание.
Рост преступности в стране — это следствие высокого уровня безработицы. Другая причина — резкое увеличение количества трудовых мигрантов, возвратившихся в Узбекистан из России и Казахстана
в виду снижения в этих странах реального заработка», — комментирует ситуацию экономист Анвар Назиров.
Экономический кризис в России, вызванный санкциями Евросоюза и США, привел к снижению заработной платы и сокращению рабочих мест. Это процесс сопровождался ужесточением миграционного законодательства и правил. Сейчас в Узбекистане образовалась многотысячная социальная прослойка отказников — тех, кому запрещен въезд в Россию за нарушения миграционного законодательства и правонарушения. Российский интернет ресурс zagrandok.ru сообщает, что к началу 2016 года в базе данных ФМС находится порядка 800 тысяч граждан, которые являются персонами non grata в России.
«Не секрет, что наибольшее число граждан из этого списка являются выходцами из Узбекистана, которые пытаются проникнуть в Россию незаконным способом и найти какую-то работу. Именно из-за нарушения правил въезда и трудоустройства большая часть из них и попадает в этот список», — отмечает издание.
Глава миграционного ведомства Ромодановский отметил, что самое распространенное нарушение — превышение иностранцами допустимых сроков пребывания в России, а также совершение двух и более правонарушений в течение одного года. Прокурор города Сергей Куденеев в своем в прошлогоднем интервью газете «Московский комсомолец» отметил, что лидерами по количеству преступлений в Москве, совершенным мигрантами, являются граждане центрально-азиатских стран.
«Если составить своеобразный рейтинг преступности, то лидируют здесь граждане Узбекистана — ими совершено 2522 преступления, далее — граждане Таджикистана, которые совершили 1745 преступлений, и на третьем месте — граждане Киргизской Республики, на счету которых 1269 преступлений», — прокомментировал прокурор столицы.
Специалист по миграционным проблемам, российский этнограф Сергей Абашин констатирует, что всего за 2014-2015 годы из РФ было депортировано около 250 тыс. человек. Закрыт въезд для 1,15 млн человек. «Я бы сказал, что проблема не только в депортации, а в том, что мигранты по разным причинам возвращаются домой или не могут уезжать, что конечно увеличивает и преступность тоже. За последние два года трудовая миграция из Узбекистана уменьшилась на 650 тыс. человек», — комментирует этнограф.
«Через пару месяцев на рынок труда выплеснется новая волна выпускников колледжей и лицеев. Это сотни тысяч юношей и девушек, которых надо обеспечить работой. Конечно, часть из них продолжит учебу в вузах, но это мизер. Вопрос трудоустройства — это огромная головная боль не только самих молодых людей и их родителей, но и государства. Ведь без дела шатающийся человек — это потенциальный нарушитель правопорядка, опасный для социума, в первую очередь для властей», — рассказывает известный узбекский журналист Эльпарид Хаджаев.
Сайт МВД Узбекистана в Интернете не публикует данные о состоянии преступности в стране. Они являются закрытыми.