Владимир Николаевич Проскурин, известный и почитаемый многими алматинцами писатель-краевед, волею обстоятельств живёт теперь в Германии. Я не раз встречался с ним, был у него в гостях в скромной, но уютной квартирке на площади Рихарда Вагнера в Берлине, он оправился от тяжких недугов, занимается любимым делом, краеведением. Недавно я написал ему письмо с приглашением сотрудничать с сайтом 365 info, вот его ответ: «Добрый день Владимир! Совершенно не знал, что ты в Казахстане. Думал, увидимся, пообщаемся. А ты в полынной Степи, уже за тысячу гужевых верст… Словом, отправляю очерки на сайт. Надеюсь, на благожелательность и сотрудничество. Привет всем, кто меня еще знает…»
Перед вами – первый из серии очерков Владимира Проскурина. Приятного и полезного вам чтения!
Владимир Рерих.
Томасу Аткинсону, сотруднику Королевского географического и геологического обществ Великобритании, отважному и любознательному англичанину, семь лет и семь месяцев путешествий по городам Азиатской России принесли славу путешественника, приравненного к Марко Поло. Он преодолел около 60 тысяч верст бездорожья (из них 35 тысяч в повозке, 7100 в лодке, 20 300 верхом на лошади или быке).
Позже Аткинсон выбрал из 560 акварелей, написанных в пути, и снабдил свои книги роскошными цветными и черно-белыми иллюстрациями с описанием народов кочевий Среднего и Старшего жуза, станиц и выселков Сибирского линейного казачьего войска, зарисовками картин природы (озеро Алакуль, источник Капал-Арасан, водопад Бурхан-Булак), сцен бытовой жизни, традиций и обычаев, народных игр, охоты на животных. Британский Марко Поло удостоен за эти труды подарка российского императора Николая Первого в виде кольца с большим рубином, изумрудом и бриллиантом.
Биография архитектора и живописца Т. Аткинсона (1799 — 1861) весьма богата событиями. Рано потеряв родителей, он с шести лет воспитывался у родственников. Учился в деревенской школе. Работал каменщиком, но постоянно занимался самообразованием. Занялся искусством, особенно, увлёкся акварельными пейзажами, пробовал себя в литературе. Талант художника и чертежника позволил ему к тридцати годам стать преуспевающим архитектором. В 1831 г. он издал сборник образцов готического орнамента и построил церковь в Манчестере. В 1844 г. был в Гамбурге, где принимал участие в конкурсе на лучший проект перестройки Николаевской церкви (храм, уничтоженный пожаром).
Однако архитектурная стезя Аткинсона большого успеха ему не принесла. Тем временем он подружился с немецким ученым Александром фон Гумбольдтом, посетившим Азиатскую Россию в 1829 году. Великий географ предложил ему посетить Урал и Алтай, легендарное озеро Алакуль. Когда-то здесь, в Семиречье, пролегали купеческие и миссионерские маршруты Шелкового пути. По рассказам ученого, в огромной горной подкове, ограничивающей озеро, присутствуют и таятся до поры огромные запасы мировых ветров. Между прочим, упоминания об ураганах находим в трудах Плано Карпини, путешествовавшего в этих местах в 1245-1247 годах. В эпоху тюркского государства кимаков (9-11 вв.) на Алакуле бытовал парусный флот. Сохранились свидетельства, повествующие о том, какие ураганы бушевали в то время.
Томас Аткинсон увлёкся рассказами о Нагорной Азии и решил отправиться в путь. Он подает прошение российскому императору Николаю Первому с просьбой разрешить поездку, увидеть величие страны, запечатлеть живописность просторов в акварелях и описать в очерках По словам современников, Аткинсон к тому времени женился на «амазонке» Люси Шеррард Финли.
Невеста отправилась в свадебное путешествие не на месяц, а в семь долгих походных лет
Словом, отважно переносила странническую жизнь, совершила с мужем первые восхождения на вершины (Уральский хребет, пик Кашканар; Алтай, Белуха). В Азии Аткинсоны, вместе с девятью спутниками и 25 казаками конвоя посетили Тарбагатай, Джунгарский Алатау, Приилийский, то есть Кульджинский край. Супруги побывали на Телецком озере, а затем, подружившись с четырьмя офицерами, на верховых лошадях отправились через Бийск до Артыбаша. Плавали на лодке по Бухтарме, Нарыму, Иртышу, посетили города и станицы Усть-Каменогорск, Барнаул, Зайсан, Кокпекты, Аягуз, Копал, кочевья каратальских казахов, пешком исходили горные долины, совершили восхождения на вершины Джунгарского Алатау и Алтая. Семилетнее путешествие осталось в памяти как калейдоскоп из живописных картин природы, сцен бытовой жизни и охоты на животных. Все у Томаса перемешалось: то забросит его на Алтайское озеро или на Урал, то на монгольскую речку или в кочевья Казахстана…
Вернувшись в Британию, Аткинсон издал художественные альбомы, рассказывающие о природе и культуре Азиатской России, оставил описание и изображения последних султанов потомков хана Аблая, их семей и окружения. Наследие Аткинсона, состоящее из 560 акварелей, хранится в Русском музее и в Красноярском музее имени Сурикова, в ряде других музейных собраний и частных коллекциях. Книги и альбомы факсимильно изданы на английском, немецком и русском языках, бережно хранятся в книжных фондах библиотек Старого и Нового Света, в Российской и Баварской государственных библиотеках , университетских библиотеках Калифорнии , Гарварда, Мичигана , в Нью-Йоркском публичном книгохранилище. Оригинальные труды имеют непреходящую ценность, являются памятниками литературы и искусства, материальной культуры Казахстана. Скажем, картина «Беседа», написанная Т. Аткинсоном в 1848-49 гг. в станице Копал о семье султана Сюка Аблайханова (фонд Музея искусств Казахстана имени А. Кастеева)
(продолжение следует)