ЦРУ отметило 85-й день рождения одного из самых неоднозначных советских политиков — Михаила Горбачева: опубликованы некоторые документы переписки мировых лидеров.
Архив национальной безопасности при Университете Джорджа Вашингтона разместил серию ранее засекреченных британских и американских документов, содержащих западные оценки деятельности Горбачёва, начиная с момента вступления в должность и до распада Советского Союза в 1991 г.
Документы показывают, что консервативные британские политики были на шаг впереди, предсказывая великие дела восходящей звезде советской политики в 1984 и 1985 гг., но и ЦРУ не заставили долго себя ждать, охарактеризовав действия Горбачёва на посту в первые три месяца: «новая метла метёт по-новому». Рональд Рейган в свою очередь приветствовал нового генсека немедленным приглашением на саммит. Размещённые документы включают в себя положительные оценки от Маргарет Тэтчер и Джона Брауна, отчёты ЦРУ о деятельности Горбачёва с 1985 по 1991гг., первые письма, которыми обменялись Рейган и Горбачёв, американские версии ключевых переговоров Горбачёва на саммитах в Женеве, Рейкьявике и Мальте, благодарность немецкого канцлера Гельмута Коля Горбачёву в 1989 г. за снос берлинской стены и окончание холодной войны, а также американская расшифровка саммита G7 в 1990 г., где была отвергнута просьба Горбачёва о финансовой помощи.
Маргарет Тэтчер «открыла» Горбачёва в декабре 1984 г. во время визита будущего главы СССР в Британию в качестве главы советской парламентской делегации
В отличии от своих возрастных и болезненных предшественников, которые медленно читали сухие, заготовленные для них заранее речи, Горбачёв пустился в свободную дискуссию и произвел неизгладимое впечатление на леди Тэтчер. Премьер-министр, очарованная советским лидером, сразу же поделилась своими впечатлениями со своим ближайшим союзником, Рональдом Рейганом: «Мне нравится господин Горбачёв. С ним можно иметь дело».
Вскоре после того как Горбачёв стал генеральным секретарём, член консервативной партии британского парламента Джон Браун, который ранее встречал Горбачёва во время его визита в Британию и далее наблюдал за каждым его шагом, сравнил нового генсека с «Кеннеди в Кремле», подразумевая в первую очередь харизму Горбачёва. В июне 1985 г. в засекреченном отчёте ЦРУ сообщило высшим официальным лицам США, что Горбачёв — «новая метла», которая собирается вымести весь мусор, накопившийся в Советском Союзе за годы стагнации.
Но Рейган хотел убедиться в этом лично. На протяжении четырёх лет до Горбачёва, согласно записям в дневнике американского президента, он пытался встретиться с разными советскими лидерами лицом к лицу, но безуспешно: «я их никак не интересовал». В первом письме Горбачёву, которое вице-президент Буш-старший отвёз в Москву лично по случаю похорон его предшественника, Рейган приглашал Горбачёва на личную встречу. Вскоре Рейган и Горбачёв стали друзьями по переписке и обменивались длинными письмами, иногда немного личного характера и даже написанными от руки. В письмах они объясняли друг другу позиции по контролю вооружений, стратегической обороне и необходимости запрета ядерного оружия.
Их первая встреча состоялась в Женеве в ноябре 1985 г., где в неформальной атмосфере «посиделок у костра» каждый из них увидел друг в друге не разжигателя войны, а обычного человека с практически одинаковой мечтой – избавить мир от ядерного оружия. Эта мечта подошла вплотную к осуществлению в Рейкьявике во время саммита Горбачёва и Рейгана. Но упрямая позиция Рейгана по Стратегической оборонной инициативе и не менее упрямое нежелание Горбачёва поверить Рейгану на слово по поводу обмена технологиями не позволили им достичь общей цели.
Посредством неоднократных встреч сверхдержав Горбачёв убедил Рейгана и Буша, что собирается трансформировать свою страну и направить все усилия не на создание угрозы другим странам, а на повышение благополучия собственных граждан. Установив дружеские отношения с Миттераном, Колем, Тэтчер и Гонсалесом, Горбачёв всё более проникался реформистскими идеями. Ко времени, когда Буш в качестве президента встретился с Горбачёвым на Мальте, в Советском Союзе уже были свободные выборы, свобода речи процветала, вельветовые революции привели реформаторов к власти в Восточной Европе, а Берлинская стена пала.
Немецкий канцлер Гельмут Коль писал в своём письме Бушу в ноябре 1989 г.: “За реформы в Польше, Венгрии, Болгарии, ЧССР и ГДР нам необходимо благодарить политику Горбачёва. Его перестройка дала свободу и даже где-то ускорила эти реформы. Он подоткнул правительства к открытости и принятию желаний народа. Он также принял нововведения, которые в какой-то момент превосходили собственные стандарты Советского Союза». В 1989 г. Горбачёв мечтал об «общем европейском доме» и был самым популярным политиком в мире. Когда он столкнулся с недовольством и оппозицией, отказался применять силу, в отличии от соседей в Китае и событий на площади Тяньаньмэнь.
Сотрудники архивов ЦРУ заключают:
«То, что Горбачёв начал в 1985 г., сделало его страну и мир лучше. Совместно с Рейганом и Бушем он покончил с холодной войной, вывел советские войска из Афганистана, помог разрешить локальные конфликты по всему миру и дал России надежду и возможность развиваться как нормальное демократическое государство.
Как и многие великие реформаторы, Горбачев не достиг всего, о чём мечтал – он определённо не хотел развала Советского Союза,
но его «гласность», его неприменение насилия и его «новое мышление» создали наследие, которому немногие государственные деятели могут соответствовать».
Источник NSArchive.