Чтобы удержать узбеков от расточительных и разорительных свадебных церемоний, власти Узбекистана идут на ограничительные меры. Кажется, не помогает: традиционный и во многом патриархальный уклад жизни требует выполнения многочисленных торжественных и похоронных обрядов, что серьезным образом отражается на уровне жизни людей.
В жизни узбеков вопросы женитьбы и замужества занимают особое место. К свадьбе готовятся, когда еще ребенок в школе. Собирают приданое, копят деньги, потому что
свадьба — это не просто мероприятие, а вопрос престижа и гордости
Граждане идут на риск, затрачивая большие финансовые и материальные ресурсы, поэтому государство последнее 10 -15 лет пытается контролировать свадебные церемонии, чтобы они не были пышными и роскошными.
Любая свадьба в Узбекистане начинается с праздничного утреннего плова. В огромном казане варится плов свадебный в среднем на 300-500 человек. Процесс поедания плова начинается рано утром, в 6 или 7 часов, в свадебном ресторане. В Узбекистане это называется «туйхона», то есть дом торжеств, которые есть во всех уголках Узбекистана. Иметь свой дом торжеств считается престижным и прибыльным бизнесом. В свадебном сезоне они забиты уже на месяц, а иногда и на 2 месяца вперед. Как правило, эти дома предоставляет полный спектр обслуживания: сервировка стола, приготовление блюд и закусок, предоставление аппаратуры и видеосъемок. Арендаторы, то есть родители жениха и невесты, только оплачивают все эти расходы. Свадебный плов самый вкусный, все любят эту утреннюю праздничную трапезу. Порция — одна большая тарелка на двоих. Иностранцы недоумевают, когда их приглашают в ранее утро поесть сытный плов, который в такое время сложен для освоения желудка. В Узбекистане это норма, желудок тут ни при чем.
Утренний плов только для мужчин. Женщины приглашаются наравне с мужчинами лишь на вечернюю свадьбу
Размах свадьбы зависит от размера кошелка родителей молодоженов. Можно провести свадьбу скромно, пригласив 50-100 человек и потратить на это 1000-1500 долларов США, но есть и такие семьи, которые могут потратить и 10 000 -20 000 долларов США.
На среднюю свадьбу в ресторане на 300 человек родители молодоженов тратят около 5000 долларов
В эту сумму входит аренда ресторана, оплата музыкантов и ведущих, первое и второе блюда, несколько салатов, сладости, аренда машины, прокат свадебного платья невесты, фото и видеосъемка.
В Узбекистане даже в советское время сохранялся патриархальный традиционный уклад жизни. Необходимость пышного празднования различных торжеств является одной из главных традиций. После распада СССР уровень жизни упал,
в настоящее время средний месячный доход не превышает 120-150 долларов США. Поэтому проведение торжеств становится непосильной финансовой ношей
Но социальное и психологическое давление в Узбекистане заставляет людей и сегодня проводить пышные и помпезные торжества. Здесь главное не потерять лицо перед родственниками, друзьями и соседями. Люди берут большие ссуды в долг, расплачиваясь многие годы и обрекая семью на финансовые сложности.
Умид Бердиев, водитель такси, чтобы выдать дочку замуж, взял в банке потребительский кредит в размере 15 млн сумов ($5000). Ежедневный заработок таксиста примерно 50 000 сум ($16).
— Я был вынужден брать кредит в банке, так как дочка уже подросла, деньги нужны были для покупки мебели. Ведь по ташкентским обычаям девушка должна украшать дом жениха, а это потребует много денег. Ничего, как-нибудь справимся с кредитами вместе женой. Главное, я рад, что родители жениха и мои родственники довольны, — говорит Умид.
Государство, чтобы как-то сгладить проблему социального расслоения, пытается взять под контроль проведение свадебных торжеств. Еще 28 октября 1998 года президент Узбекистана Ислам Каримов издал указ о необходимости пресечения и предотвращения проведения чрезмерно роскошных празднеств, в котором отмечалось, что в последнее время в стране «в проведении свадеб, семейных торжеств, поминальных обрядов, мероприятиях, посвященных памяти усопших, допускаются такие пережитки прошлого, как тщеславие, помпезность и чрезмерная расточительность».
Помимо этого, в 2012 году
администрация Ташкента постановила: семейные торжества, поминальные и другие мероприятия с участием более 100 человек должны проводиться по установленным правилам
В соответствии с новыми правилами, в рабочие дни мероприятия могут быть организованы с 7:00 до 9:00, с 12:00 до 14:00 и с 18:00 до 23:00. После 23:00 часов запрещено продолжать свадьбы, торжества и другие мероприятия.
21 июля 2015 года в Самарканде местные депутаты приняли постановление «О дополнительных мерах по упорядочению проведения свадеб, семейных торжеств, мероприятий и церемоний». Пятый пункт данного документа гласит:
«Самаркандскому областному представительству управления мусульман Узбекистана рекомендовать с религиозной и национальной точек зрения разъяснять населению целесообразность проведения свадеб, семейных торжеств, мероприятий и церемоний компактно и без помпезности, в соответствии с национальными и общечеловеческими традициями».
Трудовая миграция, в которую отправляются молодые и работоспособные мужчины из Узбекистана, несколько изменила подход к одному из самых традиционных ритуалов узбекской жизни — свадьбе.
С 2009 года молодые пары, которые хотят пожениться, обязаны пройти медицинский осмотр: сдать анализ на ВИЧ, пройти психиатра, нарколога и сделать флюорографию
Без этой процедуры ЗАГС не даст разрешение на брак. Поначалу никто серьезно не воспринимал это решение правительства, поэтому многие просто платили взятки и покупали липовые медицинские справки, чтобы ускорить регистрацию брака. Но теперь большинство новобрачных серьезно относятся к этой свадебной «диспансеризации», видя в ней страховку от возможных проблем.
— Самая большая нервотрепка была связана с этим самым медосмотром, — жалуется Жавлон, женившийся полгода назад. — Надо обходить 10 разных врачей. Я понимаю, что необходимо проверится на СПИД или другие венерические болезни, но зачем нужна проверка у окулиста или терапевта? Нужны справки с психдиспансера, от психиатра и нарколога, а они находятся в разных частях огромного Ташкента.
Часто заинтересованность в реальном прохождении медосмотра высказывает сторона невесты.
— Есть факты, что среди молодых людей много зараженных СПИДом и другими венерическими заболеваниями, — рассказывает женщина из Андижана, которая воспитывает двух дочерей. — Я бы не хотела отдавать свою дочь замуж за такого больного и ломать ей жизнь.
22-летняя Хафиза три месяца назад вышла замуж за парня из своего кишлака. До свадьбы он два года находился на заработках в России.
— Я была заинтересована пройти медосмотр без взяток, — говорит она. — Сами понимаете, у нас девушки до свадьбы не имеют половых контактов, а мужчины могут себе позволить до брака интимную близость. Мой жених работал несколько лет в России, поэтому я не уверена, были ли у него там контакты с женщинами, может, мой жених пользовался услугами проституток? Да и тут тоже небезопасно. Вот и настояла пройти медицинский осмотр по-настоящему, — объясняет Хафиза.
Свадьбы, однако, контролируют не только государство, но и религиозные авторитеты. Главный имам столичной мечети «Мирзо Юсуф» Рахимберди Рахмонов опубликовал в прессе статью, где подверг критике исполнение молодоженами вальса на узбекских свадьбах.
«Некоторые женихи и невесты не стесняются целоваться перед сотнями гостей. Взрослые, в свою очередь, оценивают это как «моду».
Не осталось практически ни одной узбекской свадьбы, которая бы не проходила без вальса. На самом деле, причины этого кроются в утрате самобытности нации,
отходе от исконной культуры и традиций нашего народа, в погоне за помпезностью. Неужели нам не под силу отнестись к вопросу согласно нашим обычаям и традициям?», — пишет в своей статье узбекский имам.
В мечетях Ташкента и других регионов во время пятничных молитв читаются проповеди на тему несоответствия вальса молодоженов на узбекских свадьбах установившимся традициям.
Инициативу имамов поддержал республиканский центр культуры и просвещения, который и порекомендовал не устраивать на узбекских свадьбах вальс и не демонстрировать перед началом подобных торжеств слайд-шоу Love Story.
В интернет-газете «Бекажон» была опубликована статья «Жених, вам не стыдно танцевать вальс на свадьбе?»
Как пишет автор статьи Умида Адизова, вальс молодоженов на свадьбах противоречит национальным традициям и менталитету узбеков. Журналист также высказывается против открытых свадебных нарядов невест. В целом, автор придерживается консервативных взглядов на свадебные торжества и предостерегает молодежь от «вредных» европейских привычек. «Мы узбеки и поэтому наши свадьбы должны соответствовать нашим обычаям и традициям!», — заканчивает журналист свою статью.