Падение нефтяных цен привело к дефициту федерального бюджета России. Рост поборов с нефтяников, призванный пополнить выпадающие доходы, может отправить всю отрасль в длительную кому.
Озабоченный падением нефтяных доходов (если в 2014 году поступления от НДПИ и экспортных пошлин на углеводороды обеспечили 51,3% федерального бюджета, то в 2015 году – 42,9%), российский минфин предлагает целый комплекс мер, направленных на изменение ситуации. Безусловно, лучшим выходом стали бы структурные изменения в экономике страны, но в среднесрочной перспективе это практически невозможно. Как, впрочем, и заемное финансирование на внешнем и внутреннем рынках.
Поэтому минфин намерен решить бюджетные проблемы избавлением нефтяников от «излишних» доходов путем сохранения экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты на уровне 2015 года, повышения базовых ставок НДПИ на нефть, акцизов на моторное топливо и т. д. Однако минэнерго решительно возражает таким «новациям»: все они несут ущерб отрасли. Отметим, что аналогичный законопроект о введении акцизов на чипсы и лимонад правительство, сославшись на необходимость фиксации на ближайшие 4 года действующих налоговых условий, отвергло.
Минфин увеличил акциз на литр бензина на 2 рубля, дизтоплива — на 1 рубль,
рассчитывая получить дополнительно в бюджет около 90 млрд рублей. Но из-за роста акцизов вырастет и НДС, все это облегчит карманы автолюбителей. И это еще не все. Во-первых, поскольку повышение акциза изымает премию внутреннего рынка, то компании ставятся перед выбором: повышать цены на АЗС либо сокращать переработку (что ведет к дефициту топлива, а значит и росту его стоимости).
Во-вторых, стабилизация нефтяных котировок на уровне заложенных в бюджет 40 долларов за баррель (чему есть некоторые предпосылки) приведет к увеличению стоимости сырья для НПЗ и отпускных цен на топливо. В итоге, полагают аналитики,
для потребителя цена литра бензина вырастет примерно на 4 рубля, дизтоплива – на 2,5 рубля
По расчетам минфина РФ, уже одобренные правительством дополнительные поборы с нефтяников должны принести в бюджет кругленькую сумму в 300 млрд рублей. Однако ведомство на этом останавливаться не собирается. Озабоченное решением краткосрочных задач, оно готовится к дальнейшим масштабным (до 800 млрд рублей) увеличениям налоговой нагрузки на нефтяной сектор. И это несмотря на то, что у российских компаний она и так значительно выше, чем у западных. В частности, если у Statoil налоговое бремя составляет 14% от выручки, а у Canadian National Resources – 17%, то у «Роснефти» – 55%.
Дальнейшее ухудшение экономического положения компаний приведет не только к сокращению объемов добычи и падению налога на прибыль (основная часть которого — около 150 млрд рублей – должна поступать в региональные бюджеты), но и существенно уменьшит рыночную стоимость самих компаний. Не страшит налоговиков даже вызываемое снижением добычи падение экспортных объемов. Последнее, полагают в минфине, будет нивелировано сокращением внутреннего спроса на горючее и увеличением глубины переработки сырья.
Однако действующий с начала 2015 года «большой налоговый маневр» уже затормозил модернизацию российских НПЗ, лишив их стимулов технологического развития. По мнению главы «Роснефти» Игоря Сечина, «налоговый маневр» ведет к падению доходности предприятий. Если власти не пересмотрят налоговую политику, Россия столкнется с дефицитом бензина, который к 2017 году достигнет 5 млн тонн. Кроме того, эксперты прогнозируют рост на рынке объемов некачественного бензина. И это понятно. Налоговые «новации» минфина в сочетании с кумулятивным эффектом от санкций и падения нефтяных цен не только ставят крест практически на всех инвестиционных проектах, но и ныне действующие оказываются на грани выживания.
Для обеспечения рентабельности на сложных или уже прошедших пик добычи месторождениях отраслевые аналитики уже не раз предлагали изменить налогообложение в пользу дифференцированного метода начисления налогов для конкретных объектов нефтедобычи. Но для этого минфину самому придется рассчитывать показатели каждого из них, к чему там не готовы. А ведь экономический смысл поддержания (и тем более роста) объемов нефтедобычи не в том, чтобы делать это любой ценой, а в повышении доходов от производства. Таким образом,
выжимание из нефтяной отрасли дополнительных доходов в бюджет ведет к ее деградации. Необходимо разделить тяжесть кризиса между всеми участниками рынка.
К примеру:
Однако власти России, так и не озаботившиеся за прошедшие годы изменением структуры экономики, продолжают идти по уже заезженному пути отсечения очередных (и уже далеко не столь жирных как ранее) кусков от нефтянки. Лишь бы день простоять да ночь продержаться, а там хоть трава не расти?
Некоторые читатели могут задаться вопросом: «А какое нам дело до проблем российской нефтянки?». От решения этих проблем зависит не только вклад отрасли в российскую экономику.
От России зависит ситуация на топливном рынке Казахстана, на 30-40% определяемого поставками из России
Кроме того, подобные проблемы существуют и в отечественном нефтяном секторе. Неумение и нежелание властей вкладываться в развитие не только диверсифицированной экономики, но и даже бюджетообразующей отрасли уже дорого обходится стране. За бумажными успехами нет конкурентоспособной экономики, прорывов в науке, перехода к новому технологическому укладу.