Бауыржан Байбек признался, что к первой своей пресс-конференции он готовился по публикациям алматинцев в социальных сетях. По словам градоначальника, их он мониторит постоянно, чтобы быть в курсе всех событий, которые так или иначе волнуют горожан.
Первая большая пресс-конференция Байбека продлилась почти два с половиной часа. Аким Алматы отвечал на все вопросы, которые задавали как журналисты, так и рядовые горожане.
— Мы говорим о том, что Алматы должен быть городом для людей — пешеходов, велосипедистов, а не для личного транспорта. Поэтому мы планируем объединить управление пассажирского транспорта и автодорог, чтобы в одном управлении формировалась вся политика, касающаяся транспортной системы. Профессиональный аппарат должен быть компактным. Мы будем оптимизировать ряд управлений. Уже сокращена численность трех крупных из них. То есть мы высвободившиеся позиции будем передавать с городского в районные звенья. Вся работа строится в районных акиматах, и мы сегодня хотим за счет сокращения управлений городских усилить работу на местах с населением. В результате сократятся управленческие позиции и будет оптимизирован бюджет.
С августа 2015 года аппарат акима, а это почти полторы тысячи человек, обновлен на 11,5%. Руководящий состав — 40 человек начальники управлений, районные акимы, замакимов, на 50 процентов обновился.
— С новой командой мы с нуля смотрим бюджет, уточняем его с учетом мнения жителей города. Итогом отчетных встреч стала экономия полутора миллиардов тенге при сохранении количества проектов. Кроме того, пересматриваются расходы ранее разработанных проектов. Как пример приведу: стоимость строительства РУВД Наурызбайского района сокращена в 2 раза, с 1,8 миллиарда до 980 миллионов тенге. И такое же РУВД будет стоять. Административные здания, строительство которых в Наурызбайском районе планируется, на 30 процентов уменьшили. Вместо 3,9 миллиардов тенге будет затрачено только 2,5 миллиарда. Зачастую у нас недобросовестные проектировщики завышают стоимость строительных работ. На данный момент 24 организации уже наказаны административными штрафами. В 8 были проведены проверки на соответствие квалификационным требованиям. То есть
корень зла завышения стоимости проектов находится в проектных институтах
Было проведено жесткое совещание, мы будем отзывать лицензии у тех, кто завышает стоимость проектов, и по проектам которых были построены некачественные школы, больницы. Есть у нас и такие факты.
— Ликвидируются незаконные строения. По решению суда снесены ряд объектов. Предотвращено незаконное строительство АЗС на территории академгородка. В 2016 году вынесено 8 судебных решений о сносе самовольных построек. Все должно делаться в рамках закона. Особо жесткие меры принимаются в отношении нарушений, влекущих угрозу жизни и здоровью людей. К примеру, незаконное строительство 4 мостов через речку Каргалы, там, где был сель. Люди начинают незаконно строить и мешают нам проводить реконструкцию реки. 3 моста мы уже демонтировали. В этом году мы планируем капитально укрепить русло реки для того, чтобы такие проблемы больше не возникали. Также сносятся рекламные билборды, установленные без разрешительных документов. Из 2 тысяч рекламных конструкций 138 установлены незаконно. Треть мы уже снесли на прошлой неделе.
— По закону предусмотрены невысокие штрафы, но есть обязательства по компенсационной посадке. Мы сегодня за этим усиливаем контроль. Если вырубили, то должны в 10 раз больше посадить и гарантировать уход на деревьями в течение двух лет. Эта работа в свое время была поставлена слабо. Часто пилят деревья, дают обязательства, а мы потом не знаем, посадили их или нет, прижились ли они и кто за этим следит. Например, парк Коктобе вырубил 415 деревьев и теперь высаживает 4150 саженцев. Всего с начала года за незаконную вырубку наложено штрафов на три с половиной миллиона тенге.
— В 2015 году по КСК зарегистрировано 17 уголовных дел. Зачастую в КСК у нас происходит нецелевое использование средств, присвоение чужого имущества. Есть факты, когда жильцы жалуются на КСК, а КСК идет в суд, тратит 300 тысяч тенге на адвокатов, используя для этого деньги самих же жильцов. То есть судятся с людьми, оплачивая своих юристов их же деньгами.
Сегодня мы знаем, что из 7 миллиардов тенге, которые собирают КСК, 90% они тратят на свое содержание и только 10% на нужды людей
По закону, 70% они должны тратить на ремонт и обслуживание домов. И мы видим, что есть КСК, которые и при меньших расходах могут лучше обеспечить работу. Теперь мы вернем работу КСК под общественный контроль, в том числе и с участием правоохранительных структур.
— Задача госаппарата — не заниматься производством товаров и услуг, а создать условия для предпринимателей и инвесторов, тем самым способствуя созданию новых рабочих мест. Бюджет Алматы в основном собирается за счет индивидуального подоходного и социального налогов. Поэтому для нас критически важно сохранять рабочие места и создавать новые. В Алматы высоко развита предпринимательская инициативность. Более трети ВВП и 43% налогов обеспечивают малый и средний бизнес.
Поэтому Алматы устойчив и имеет иммунитет к кризисам
В этой сфере заняты 6 из 10 работающих алматинцев. Работа акимата направлена на упрощение административных процедур. Помимо этого облегчается налоговое администрирование. Сегодня в Алматы 96% всех форм налоговой отчетности предоставляется в электронном виде. Для обеспечения бизнеса площадями проведена инвентаризация земли и производственных помещений, выявлено 753 пустующих участка, на 80 процентов из которых наложено обременение. То есть говорят: «Земли нет!». Земля есть. Просто ее надо выявить и заставить сделать так, чтобы она была вовлечена в экономический оборот. Имеются и сельхоз участки, используемые не по назначению. Такие земли могут быть принудительно изъяты и реализованы на торгах.
Сегодня более 80% коммунальных предприятий работают в убыток или с нулевым результатом. То есть когда мы коммунальному предприятию выделяем деньги, оно себе не ставит задачу заработать. Оно ноль в ноль сводит при любом раскладе, сколько бы ты не дал денег. Поэтому, согласно политике главы государства, проводится масштабная приватизация, расширяющая конкуренцию доступа к госзакупкам. По 20 объектам идет предпродажная подготовка. Мы должны обеспечить эффективную и прозрачную продажу по наиболее выгодной цене, которая бы устраивала и бизнес.
— Сегодня в рамках социальной ответственности государственно-частного партнерства (ГЧП) достигнута договоренность о реализации 37 проектов на 32,4 миллиарда тенге. То есть без привлечения государственных средств будут построены 27 детских садов на 4700 мест, 4 школы на 4400 мест и поликлиника. Кроме того, в больших районах, в частных коттеджах, открыты 63 дошкольных учреждения на 1777 мест. Детский сад на 300-350 мест стоит почти миллиард тенге. Вот и посчитайте экономию.
— Большой вопрос по переработке мусора. Сегодня 750 тысяч тонн мусора производится и только 5% бытовых отходов перерабатывается. К 2020 году мы хотим в 8 раз объемы переработки мусора увеличить. Разрабатываются 2 проекта: строительство комплекса по переработке 300 тысяч тонн твердых бытовых отходов и 350 тысяч тонн сливов из канализационных очистных сооружений. Плюс мусоросжигающий комплекс. Почему я об этом говорю? Потому что вопрос экологии — ключевой, переработка мусора является большим шагом в сторону формирования зеленого города.
— Сегодня уже разработан мастер-план Ботанического сада известным международным архитектором. Это 106 гектаров уникальных растений. Большой сегодня проект делается по Центральному парку культуры и отдыха (бывший парк Горького), по Парку первого президента. Мы стараемся, чтобы те районы, в которых парки и скверы имеются, они получили свое уникальное лицо. К примеру,
Союз писателей предложил нам сделать Парк литературы. Очень интересная идея. Чтобы наша молодежь и вообще все, кто хочет, могли посидеть на скамейке, почитать книги
Очень много задают вопросов по трамвайному депо, о судьбе этих 2 гектаров. На этих 2 гектарах нам предложили проект музея истории транспорта Алматы. Мы хотим этот проект опубликовать и попытаться одно общественное пространство обустроить с участием горожан.
— Мы отдаем приоритет общественному транспорту. Легкорельсовые трамваи (ЛРТ) — это очень хороший проект. Это экологический проект. Это сразу повышает привлекательность города. Но вместе с тем это очень дорогой проект. Реализация ЛРТ обойдется городу в 95 миллиардов тенге. Этот проект долгосрочный. Мы сегодня работаем с международными консультантами. И проект будет реализован только к 2020 году. Но горожане же хотят сегодня уже ездить. Сегодня объявляешь реформу, а через месяц тебя уже спрашивают: «Где результат?». Но это требует нормального, грамотного подхода. Мы не хотим сделать абы как. Мы хотим сделать это хорошо. Поэтому международный опыт показывает, что самый доступный транспорт, который можно быстро купить — это автобусы. У нас сегодня 12 километров выделенки (полосы для общественного транспорта). В этом году мы планируем довести выделенные полосы до 100 километров. У нас есть хорошее метро. В прошлом году оно уже 10 миллионов человек перевезло. Метро — основной хребет нашей транспортной системы, мы привлекаем туда инвесторов и будем продолжать этот проект. Более того, мы направим деньги на покупку дополнительных составов. Обеспечим троллейбусы, чтобы они больше ходили. Все это вкупе позволит нам улучшить состояние города. Но еще раз хочу сказать, что это непростая реформа.
— «Алматы паркинг» был. И что мы имели? Мы имели нелегальных сборщиков денег. Все это уходило по карманам
— Какие-то современные системы не внедрялись. Мы это уже прошли. Мы поняли, что это путь в никуда. Теперь что мы делаем? Для того, чтобы внедрить новые парковки, нужны первые инвестиции. Сначала ведь надо создать инфраструктуру, сделать шлагбаумы, поставить оборудование, обеспечить его контролем, поставить людей. Это, минимум мы посчитали, на первое время нужно три миллиарда тенге. То есть я должен оторвать от школ, больниц, детских садов? 3 миллиарда тенге вложить… А потом, насколько это будет эффективно? Вот возьмите «Электротранс». Стоило отдать в доверительное управление, и сразу начали шуметь: «Вот, кому-то отдали…». Как будто это была успешная компания.
У этой компании было полтора миллиарда убытков. Купили 400 автобусов и 200 троллейбусов. В первый год 30 уже встало
Почему? Потому что те, кто управлял, это не их автобусы были, не они деньги потратили. Заправляют некачественное топливо, вовремя не делают ремонт. Идет система госзакупок. Пока мы делаем госзакупки — автобус стоит. Частник госзакупки не осуществляет. Он тратит свои личные деньги. Поэтому если вложил, к примеру, 3 миллиарда, он каждый день думает, как же ему вернуть деньги. Поэтому и с парковками мы системно решаем вопрос. Поставим на почасовой парковке, условно я говорю, оплату 100 тенге в час. Если все равно будет много машин — поставим 500 тенге в час. И тогда человек начнет считать: купить машину, застраховать, платить еще за парковку, заправлять. Если он посчитает, то поймет, зачем ему такие расходы, когда на автобусе дешевле, удобнее и быстрее доехать. В Европе не ездят на джипах не потому, что не могут себе этого позволить, а потому, что это дорого. Мы должны менять сознание людей. Первое — развивать общественный транспорт, второе — внедрять парковочную (цивилизованную) систему. Сейчас 56 участков уже выделено. Как только мы их передадим, инвестор начнет работать. Они уже открыли финансирование. Сперва тротуарные, потом площадочные, потом многоуровневые. Когда мы создадим парковки, с этого момента ДВД начнет уже убирать все машины вдоль улиц. После того, как это все сделается, постепенно, со временем будем ставить вопрос платного въезда.
Большинство из вышеперечисленных реформ градоначальник планирует провести и завершить к концу 2020 года. При этом Бауыржан Байбек призвал горожан занять более активную позицию и продолжать указывать чиновникам на недостатки в работе и проблемы города.