История с тигрицей Куралай, которую буквально залечили, до сих пор так и не поставив единственно верный диагноз, обнажила и другие проблемы алматинского зоопарка. Об этом рассказал журналистам председатель попечительского совета «Социального фонда помощи Алматинскому зоопарку» Раимбек Баталов.
Практически с самого начала пресс-завтрака, организованного Раимбеком Баталовым для того, чтобы рассказать журналистам о реальной ситуации в зоопарке, мероприятие попытались сорвать активисты, назвавшиеся представителями общества «Защитим Кок-Жайлау». Самый активный из них, Абай Ерекенов, не раз пытался превратить встречу в митинг. Организаторы мероприятия даже намеревались вызвать полицию, но впоследствии просто перестали обращать внимание на его выпады.
Первым и основным вопросом встречи стала дальнейшая судьба тигрицы Куралай, состояние которой после публикации фотографий в социальных сетях и ряде СМИ вызвало шок у алматинцев. Измученное животное буквально погибает. При этом руководство зоопарка заявляет, что ситуация в норме и тигрица наверняка скоро выздоровеет.
— В зоопарке сегодня непростая ситуация. И что самое печальное, нет какой-то четкой объективной картины. Я буквально в субботу был там и, к сожалению, своими глазами видел то, что происходит с тигрицей. Тяжело видеть, как животное умирает, как животное мучается, и понимать, что все это реально завуалировано, нет открытой, объективной картины. Я считаю, что не принимается достаточно мер для того, чтобы действительно эту ситуацию исправлять, — говорит Раимбек Баталов.
По его словам, проблемы со здоровьем Куралай начались давно. Однако вместо того, чтобы обратиться за помощью к настоящим специалистам, руководство зоопарка занялось самолечением. При этом точного диагноза нет до сих пор. Это, кстати, и раскололо коллектив зоопарка на два непримиримых лагеря. Пока стороны «воевали», состояние Куралай значительно ухудшилось, теперь ее вряд ли можно спасти.
— Вообще есть конкретный алгоритм действий. Есть держатель Книги — обратитесь туда, они подскажут специалиста. Мы, как фонд, это сейчас сделали. И нас, и акимат, как и всех остальных, просто держали в неведении. Элементарно фальсифицируется информация. Я считаю, что в этом виновато руководство зоопарка, которое не дает никакой объективной картины. Выходит замдиректора зоопарка и говорит, что на 60-70 процентов уверен, идет улучшение состояния. То же самое говорит и директор. А когда я сам увидел тигрицу — она уже почти труп и над ней просто издеваются, — делится впечатлениями Баталов.
Таким отношением к животным возмущены уже и за рубежом. Узнав о ситуации с Куралай, со-координатор Глобальной программы управления популяциями амурских тигров А. Глухова не раз обращалась к руководству алматинского зоопарка с вопросами, но ответов так и не получила.
«…На данный момент складывается впечатление полной некомпетентности руководства алматинского зоопарка в природоохранных вопросах, которые должны быть приоритетом для любого современного зоопарка», — написала она в одном из своих писем.
Пока вокруг тигрицы не утихают бурные споры, реальный выход из ситуации предлагает только Попечительский совет. Как заявил Раимбек Баталов, они находятся на постоянной связи с московскими специалистами, которые готовы приехать в ближайшие дни, поставить точный диагноз, назначить лечение, если животное еще можно спасти, либо принять решение о его усыплении, чтобы предотвратить дальнейшие мучения. Однако для этого нужно решение, вернее, разрешение руководства зоопарка и акимата города.
Проблема тигрицы Куралай, как выясняется, далеко не единственная. В плачевном состоянии хищные птицы, белый медведь, другие хищники.
— Проблема есть с белым медведем — у него шишка на голове, с клыками проблема, посмотрите, насколько он худой. Прошло уже больше месяца, но никакой реакции (руководства зоопарка) нет. Есть проблемы со второй тигрицей Радой, которая начала грызть себе хвост, у нее появились судороги. С бородачом проблема, у которого поломано крыло. У него в вольере нет даже простой ветки, на которой птица должна сидеть. Лисица отгрызла себе лапу. Но ничего не меняется в лучшую сторону, — отмечает Раимбек Баталов.
По словам представителей попечительского совета, на все вопросы о том, что делается для улучшения ситуации в зоопарке, ответ один: «Мы работаем!». Но до конкретных дел не доходит. К примеру, проблема с забором анализов у белого медведя не решается уже месяц. В зоопарке жалуются на отсутствие возможности это сделать, так как у них нет транквилизаторов для того, чтобы его усыпить. Тем временем так и неизвестно, чем он болен и в каком лечении нуждается.
Непонятна ситуация и с размножением хищных птиц. На вопросы о том, есть ли птенцы, руководитель зоопарка отвечает отрицательно, хотя заведующий секцией на этот же вопрос дает положительный ответ. Для чего директор скрывает данные о приплоде, остается только догадываться.
— Когда к нам поступает информация, что идут переговоры о продаже или обмене хищных птиц, а держатель Книги говорит нам, что не было никаких заявок, это странно. Я спрашиваю (у директора зоопарка — ред.) о том, сколько птенцов, а мне дается искаженный ответ. Как это можно прокомментировать? Просто стечение обстоятельств? Есть ведь процедура четкая. Надо в первую очередь обратиться к держателю Книги, которая скажет, что такие-то зоопарки готовы таких-то хищных птиц принять. Именно зоопарки, не частники. Объявляется тендер. И зоопарки говорят, кто за какую сумму и какую птицу готов купить. Это и есть нормальная и прозрачная работа, — считает председатель попечительского совета.
На фоне слухов о том, что зоопарк стоит вообще закрыть, Раимбек Баталов считает, что делать это необходимости нет. Достаточно лишь отдать его в управление людям, которые понимают, как и что нужно сделать для того, чтобы вдохнуть в него новую жизнь.
Уже сейчас меценаты выделили более 400 миллионов тенге на то, чтобы провести реконструкцию ряда вольеров первой необходимости.
— Если у нас появится возможность управлять зоопарком, мы, конечно, привлечем лучших специалистов. Это реально поможет нашему зоопарку. И в этом сейчас есть огромнейшая потребность. Я сразу говорю, что если передача управления произойдет на всех законных основаниях, а зоопарк и его территорию, поясню для всех, нельзя приватизировать ни при каких условиях, то всю прибыль, которая будет (а я считаю, что зоопарк можно и нужно делать достаточно доходным), нужно направлять исключительно на развитие зоопарка, — отмечает Баталов.
По его словам, в ближайшее время будет готов мастер-план по реконструкции алматинского зоопарка, его разрабатывает один из известнейших архитекторов зоопарков в мире Питер Разбах. Побывав в нашем зоопарке, он наотрез отказался заниматься модернизацией и согласился взяться за проект только в том случае, если речь будет идти не о модернизации, а полном его обновлении.
— На зоопарке никакого бизнеса нет и быть не может. Оборот зоопарка для бизнеса, в принципе, неинтересен. Интересно сделать зоопарк другим. Лучше. Для того. чтобы привести его к европейским стандартам, нужно вложить инвестиций на 70-100 миллионов евро минимум. Самостоятельно государство с этим не справится, все знают, что и так есть проблемы с бюджетом. Поэтому государственно-частное партнерство (ГЧП) в этом случае — единственный выход.
Однако, по мнению председателя попечительского совета, прийти к решению вопроса о ГЧП будет довольно непросто. Существует немало тех, кого нынешний подход к существованию зоопарка в силу тех или иных причин вполне устраивает. Именно они и мешают как можно быстрее начать приводить в порядок одно из любимых мест отдыха алматинцев.
— Саботаж государственно-частного партнерства происходит на местах. Ситуация в том, что ни одного правоустанавливающего документа в зоопарке не было. Ни на одну недвижимость, ни на что вообще. Этот вопрос был поднят перед акимом города, он дал поручение, были определенные сроки, но пока они нарушены, и этим вопросом занимается руководство зоопарка. Мы хотим, чтобы на каждый вольер был документ, каждое животное должно быть чипировано. Мы сколько говорим об этом? Настояли, чтобы эти чипы купили. До сих пор ничего не сделано, — отмечает Баталов.
Такое бюрократическое затягивание по целому ряду вопросов не дает возможности взяться за дело засучив рукава и начать исправлять ситуацию уже сейчас, когда вокруг алматинского зоопарка все чаще раздаются сигналы «SOS».