От казахской государственности останется одно название, если реформа системы образования, предложенная новоиспеченным министром образования Ерланом Сагадиевым, будет реализована. Об этом пишет Болат Дуйсемби, член Центрального совета республиканского движения «Ұлт тағдыры» («Судьба нации») на страницах портала Abai.kz. Автор с горечью утверждает, что успешная реализация приведет к тому, что в недалеком будущем большинство казахской молодежи может превратиться в манкуртов, не знающих ни родного языка, ни родной истории.
«Во-первых, воспитание потомков нужно осуществлять согласно национальному менталитету. Характер детей формируется согласно их природным и биологическим особенностям… Детей с младенчества и до 11-12 лет желательно воспитывать на родном языке. При дозированном обучении детей другим языкам правильно развивается их система мышления и восприятия.
То есть только при обучении детей в начальных классах на родном языке мы можем сохранить свою нацию. Мы не должны забывать высказывание второго учителя мира Абу Насыра аль-Фараби —
если потомков обучать раньше, чем воспитывать, это может привести к катастрофе
Во-вторых, внедрение однотипной системы образования, которая для освоения инноваций науки и техники предполагает преподавание химии, физики, биологии, информатики на английском языке, может принести цивилизации больше вреда, чем пользы будущему казахской нации и национальному государству.
Уровень развития государства и его процветание напрямую зависят от развития национальной науки.
Как поколение, изучающее основополагающие предметы не на родном языке, может развивать национальную науку и управлять национальным государством?
Если наука не будет говорить на казахском языке, то сможет ли казахская страна оставаться национальным государством? Сегодня из-за того, что все наши ученые осваивали знания на русском языке, в стране, за исключением гуманитарной отрасли, хромает обучение студентов на казахском языке и развитие национальной науки. Допустимо ли, не исправив эти недостатки, бросать будущее нации в пропасть?
В-третьих, разве непонятно, что обучение казахской молодежи предметам естествознания и всемирной истории, дающей сведения о мировой цивилизации, приведет к тому, что казахская молодежь оторвется от своих истоков, корней, а государствообразующая нация больше не будет таковой.
В-четвертых, если во всех общеобразовательных школах, в том числе и сельских, обучение будет осуществляться в этом направлении, то наивно полагать, что учащиеся получат качественное образование.
Далеко не секрет, что социальное, бытовое и культурное развитие сельской местности всегда отстает от городского. Кроме того, игнорирование природных способностей детей, как в советский период, выравнивание всех по единым стандартам ни к чему хорошему не приведет. Не все семьи имеют равные возможности, особенно в сельской местности. А если учесть, что там в основном живут казахи (более 70 процентов), это может привести к тому, что казахская молодежь не получит образования, соответствующего своему времени.
Не означает ли это, что казахскую молодежь ждет судьба маргиналов?
В-пятых, министр говорит, что «из-за слабой образовательной системы не вся молодежь имеет возможность учиться в таких учебных заведениях, как Назарбаев университет, КИМЭП, КБТУ, IT университет». Однако причины имеют более глубокие корни. Сказать честно, сегодня только небольшая часть выпускников изъявляет желание продолжить обучение в высших учебных заведениях, а поступают на обучение в эти высшие учебные заведения еще меньше.
Трудно согласиться с тем, что предлагаемая система обучения приемлема для всех слоев населения. Сегодня в ВУЗах страны в основном обучаются дети состоятельных родителей. Не говоря об учебе за рубежом, многие родители не имеют возможности обучать своих чад в отечественных университетах и институтах.
Поэтому мы считаем, что
предлагаемая система образования еще больше усилит социальное расслоение общества и породит дискриминацию в системе образования. А это может привести к социальному кризису.
Источник: Abai.kz