Высокие рейтинги русскоязычных СМИ — угроза будущему Казахстана как национального государства, убежден журналист Омиржан Абдихалыкулы. Об этом он пишет на страницах портала Abai.kz.
«Информационная безопасность Казахстана — тема, которая уже набила оскомину. Специалисты отрасли, эксперты предлагают новые пути и методы ее развития. Принятый в прошлом году законопроект о рекламе должен был привести в порядок рекламный рынок — иностранные кабельные телеканалы потеряли возможность претендовать на деньги рекламного рынка страны.
Однако нельзя сказать, что это решило все проблемы информационного рынка страны.
К сожалению, в условиях Казахстана информационная безопасность — это:
Таково понимание своей функции лицами, ответственными от власти за информационную политику страны…
Вот уже четверть века, как власти Казахстана не могут решить языковую проблему. Любую попытку поднять ее власть принимает в штыки:
«Чего вам не хватает, сами же говорите, когда перестанете ныть о состоянии «казахского языка»?»
Власть, позволяющая себя такие нападки, никогда не проявляла политическую волю и не совершала конкретные дела. Именно такая позиция и точка зрения власти по поводу языковой проблемы привела к застою в области информационной безопасности и тому, что рейтинги популярных СМИ Казахстана служат только интересам владельцев популярных информационных средств.
Создание упомянутого рейтинга имеет свою подоплеку – демонстрация чиновникам от власти, которые черпают информацию только из русскоязычных СМИ, что казахская пресса давно приказала долго жить, что нужно считаться с теми, кто вошел в этот рейтинг и между ними делить бюджетные деньги, выделенные на информационную отрасль и навязывание своей воли, как строить информационную политику.
А казахскоязычным информационным средствам иногда выделяют небольшие суммы, словно кидают кость собачкам, чтобы не беспокоили своим лаем. Все эти информационные средства создают русскоязычный контент.
Позиция казахского языка слаба, бледна и представляет собой только запоздалые переводы русского контента. А еще это –
отрицание государственного языка, казахскоязычной прессы в целом, молчаливая демонстрация того, кто хозяин информационного пространства
Хотя методы работы рейтинговых СМИ на первый взгляд кажутся информационными, но направлены на отвлечение общественного внимания от насущных проблем. А когда дело касается государственных интересов, строительства национального государства, проблемы казахов, все замалчивается. Эти проблемы им чужды. Казахский язык им не нужен.
Русский язык работает, принося владельцам русскоязычных изданий доходы в виде государственных средств и денег рекламного рынка. Такие возможности за многие годы для них создала сама власть…
Чиновники выступления и интервью президента публикуют в российских изданиях, заявляя русскоязычному миру, что в Казахстане нет казахскоязычных информационных средств, способных публиковать их. После этого казахстанский информационный рынок заполонили российские журналисты. Они быстро нашли общий язык с русскоязычными журналистами страны и руководителями информационных средств и свое место на информационном рынке. Сегодня, когда казахскоязычные издания закрываются, испытывая финансовые трудности, а журналисты остаются без работы, руускоязычные СМИ процветают, зарабатывая миллионы. Это «заслуга» лиц, ответственных за информационную отрасль.
Когда речь о казахской прессе, мы зачастую слышим негативные оценки: «постоянно ноют», «только и знают, что просят деньги у правительства», «не желают развиваться», «имеют низкие рейтинги», «слабая журналистика», «неконкурентоспособные», «неграмотные», «далекие от законов и нормативов современной журналистики».
Есть даже коллеги, которые на форумах, организованных лидерами русскоязычных информационных средств, говорили подобные речи. Это тоже один из методов вытеснения казахскоязычных изданий из информационного поля. Однако если казахскоязычные информационные средства были бы неконкурентоспособными, они бы не выдержали такого прессинга и давно прекратили свою деятельность.
Казахскоязычные издания всегда защищали интересы государства и казахского общества, освещали социальные, общественно-политические проблемы. Однако люди, не владеющие государственным языком, никогда не узнают об этом…
А определение «казахскоязычные информационные средства неконкурентоспособны», кажется наконец-то достигло своей цели. Власть начала работать только с информационными средствами, имеющими высокие рейтинги. Это «плоды» того, о чем мы говорили выше. Чтобы выжить в этих условиях, казахская печать вынуждена работать на повышение рейтинга. На что только она не идет ради этого? Погоня за рейтингом стала болезнью, отравляющей сознание общества.
А ведь
рейтинги составляются в угоду финансово-промышленных групп, владеющих огромными финансовыми ресурсами и имеющих возможность содержать целые медиа-холдинги…
Все это — только небольшая толика проблемы информационной безопасности. И это наталкивает нас на мысль, что власти страны должны пересмотреть некоторые решения и принять меры по повышению информационной безопасности.
Во-первых, информационная отрасль должна стать отдельным министерством.
Во-вторых, информационные средства, чьими хозяевами являются иностранные граждане, не должны финансироваться из государственного бюджета. А если они будут получать прибыль от размещения рекламы казахстанских компаний, нужно увеличивать размер налогообложения, изменить языковую норму в печати, обосновать ее цифры данными общенациональной переписи населения, ужесточить спрос за распространение информации на государственном языке в русскоязычных информационных средствах, ограничить использование казахского языка только для переводов, требовать формирования полноценных казахских редакций.
При выделении бюджетных средств во главу угла надо ставить не рейтинги, а распространение информационными средствами материалов на государственном языке, защиту ими интересов государства и поднимающим вопросы национальной безопасности
Вынесение этих проблем на повестку дня — проблема, не терпящая отлагательства. Иначе кто даст гарантию, что русскоязычные информационные средства, имеющие в Казахстане высокие рейтинги, не станут силой, имеющей огромное влияние на государственные структуры и представляющей большую угрозу независимости государства?
За доказательствами далеко ходить не надо, достаточно обратить внимание на политическую ситуацию в соседних странах».
Источник: Abai.kz