Правительство Узбекистана взяло под жесткий контроль шоу-бизнес страны. Теперь все артисты с 1 января 2016 года обязаны представлять ежеквартальный отчет о своей деятельности.
Все претензии кабинета министров к певцам, эстрадному объединению «Узбекнаво» и государственной телерадиокомпании были отражены в постановлении от 9 декабря 2015 года. Правительство посчитало, что в эфир не допускается выход песен и видеоклипов, не соответствующих исконным духовным и культурным ценностям, национальным обычаям, оказывающих негативное влияние на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.
Вообще 2015 год стал для узбекского шоу-бизнеса годом запретов и критики. Летом «Узбекнаво» обязало исполнителей петь вживую перед зрителями и исключить из репертуара «фанерное» исполнение. В настоящее время лицензии выдают только тем вокалистам, которые могут петь без фонограммы хотя бы 60% своей программы и чья кандидатура утверждена худсоветом.
24 июля 2015 года председатель Союза писателей Узбекистана Мухаммад Али раскритиковал процветающий на узбекской эстраде плагиат и поведение некоторых артистов на свадьбах:
— Нужно хорошенько подумать о том, к чему ведут нелепые песни группы «Божалар», сцены наподобие той, что в клипе Жасура Гойипова, где невеста сбегает со свадьбы к своему возлюбленному, или о том, что низкопробный клип на песню Севинч Муминовой разрешили снимать в Национальной библиотеке Узбекистана!
Также Мухаммад Али назвал позорищем плагиат, процветающий на эстраде, и поведение певцов на свадьбах.
Заместитель премьер-министра Узбекистана, председатель Комитета женщин Эльмира Боситхонова на официальном собрании с участием деятелей культуры и искусства осудила откровенные наряды некоторых артистов, бессмысленные песни и «фривольные клипы», которые транслируют по ТВ.
— Узбекистан – не остров Робинзона. Если кто-то думает, что сегодня демократия и он будет делать все, что заблагорассудится, то сильно ошибается,
— заявила Боситхонова.
В 2015 году три поп-звезды лишились лицензии и возможность выступать по ТВ и радио. Так, певица Лола Юлдашева в июле 2015 года была лишена лицензии за содержание некоторых своих песен и откровенный наряд в видеоклипе на песню «Куникмадим» («Не свыклась»).
В клипе, ставшем хитом, поют две звезды узбекской эстрады, Лола и Райхон. Первая реакция на эту песню появилась в многотиражной газете «Даракчи». Автор статьи предположил, что певицы признаются в любви друг другу, обмениваясь многозначительными взглядами и репликами типа «Почему-то к тебе стремится мое сердце», «Дай почувствовать твою любовь».
«Если судить по, мягко говоря, странному поведению певиц по отношению друг к другу, то эти восклицания никак не похожи на жалобы двух женщин о неудавшейся любви друг другу. Неужели это… Нет, сам испугался предположения, возникшего в мыслях. Такого не может быть, ведь мы узбеки. Может быть в клипе есть «философия», которую мы не смогли «раскусить»? Однако хоть и 28 раз пересмотрел клип, все же не смог понять этот скрытый смысл!», — пишет журналист.
Волну критики подхватили Комитет женщин Узбекистана и республиканский центр «Духовности просветительства», которые подвергли резкому осуждению певиц Лолу и Райхон за содержание песни. Критикам не понравился текст песни, где звучат такие выражения, как «почему, увидев тебя, мое сердце начинает трепетать?», «чувствую твою нежность», «приснись мне», «еще не привыкла к твоей любви», где в результате сближаются друг с другом, соприкасаясь руками. Эти действия в клипе посчитали «пропагандирующими однополые любовные отношения».
«Интересно, где они увидели все то, что стало причиной таких обсуждений? Кто-то специально распространяет слухи, а остальные сразу же подхватывают. В этом клипе мы только делимся наболевшим друг с другом как подруги, вот и все!» – ответила критикам в Интернете певица Райхон.
«Дуэт с Райхон — это моя песня о любви, о страсти, о женской солидарности. Я писала ее для себя. И когда Райхон предложила спеть вместе, подумала, что в песне «Не свыклась» мы сумеем прекрасно воплотить две разные энергии. Моя партия символизировала страсть — пламенную, горячую. Красное платье отлично вписывалось в концепцию», — рассказывает Лола.
Певица является обладательницей большого количества наград, в том числе: «Песня года» за песню «Нетайин» (2001), Награда «Тарона» в номинации «Лучший сценический образ» (2003), Государственная Премия «Нихол» (2005). Лола также пела в России под псевдонимом Мая, наиболее известна под ним песня «Потерялись» (2001).
Без лицензии остался и кумир молодежи Анвар Собиров — за легкомысленные песни и клипов, по мнению чиновников «Узбекнаво».
По другой версии, певец съездил на гастроли в соседний Казахстан без разрешения «Узбекнаво», за что и был.
Всего за 2015 год 11 исполнителей получили строгий выговор и предупреждения за содержание репертуара.
«Указанные недостатки приводят к грубым нарушениям порядка проведения концертно-зрелищных мероприятий, несоответствию поведения эстрадных исполнителей этическим нормам, а также исполнению слабых с художественной точки зрения музыкальных произведений», — указывается в правительственном документе.
В новых нормативных актах по отношению к музыкантам установлено, что солисты, помимо представления лицензирующему органу ежеквартальных отчетов о количестве проведенных мероприятий, ежегодно участвуют в прослушивании (в живом исполнении). От результатов изучения отчетов и прослушивания зависит рейтинговая группа солиста, которая может быть повышена или понижена, и даже его дальнейшая деятельность.
Главный рычаг управления шоу-бизнесом — её величество лицензия. Артисты больше всего боятся потерять именно её. Без лицензии певец никто, даже если он очень талантлив.
Эстрадное объединение «Узбекнаво» является лицензирующим органом. Лицензия необходима артистам для осуществления гастрольно-концертной деятельности в Узбекистане и за её пределами.
Лицензия выдаётся на 5 лет. Артисты, которые в состоянии организовать концерты и гастроли, обязаны раз в квартал перечислять три миллиона сумов ($1000) в «Узбекнаво».
Согласно установленным документом требованиям, исполняемые песни должны соответствовать национальному менталитету, ценностям и обычаям, не воздействовать негативно на зрителя и не оскорблять его чувства.
От певцов требуют, чтобы они ввели в свой репертуар патриотические песни о любви к родине, народу Узбекистана.
«Кроме песен о любви нужно еще петь о мирной жизни, великих событиях, происходящих в нашей стране и о тех вещах, которые отражают духовность узбекского народа», — сказал министр культуры и спорта страны, выступая на государственном телевидении летом 2015 года.
К счастью, к концу года «Узбекнаво» смягчило свою позицию в отношении Лолы и Анвара, вернув им лицензию для продолжения творческой деятельности. 30 декабря Лола на местном канале ТВ презентовала свой новый клип «Любимая».