Новый год неожиданно стал объектом нападок во многих казахскоязычных изданиях — «чуждый праздник». Однако некоторые журналисты встали на его защиту. Журналист Канат Бирликулы на страницах портала Abai.kz доказывает, что Новый год имеет тюркские корни. Поэтому нам не нужно лишать народ еще одного праздника, считает он.
«Многие «противники» Нового года ссылаются на то, что «наши предки не отмечали этот праздник», не желают отождествлять его с маулитом (с днем рождения) пророка Исы (Исуса Христа), другим не нравится, что на этом празднике распивают спиртные напитки. Третьи недовольны тем, что дети, взрывая китайские салюты, превращаются в этаких чертят, пугающих народ.
Давайте попридержим эмоции и подумаем, как «подружить» Новый год с ментальностью казахов, ведь этот праздник, как думают некоторые, не день рождения пророка Исы. Нужны доказательства?
Известный этнограф-историк Акселеу Сейдимбек в свое время сказал:
«Новый год сегодня празднуют как общечеловеческий праздник… Новый год, я считаю, берет свое начало от предков нынешних тюркских народов, в том числе, казахов скифов и саков, то есть это их древний праздник».
Безусловно, знаток казахской этнографии просто так не сказал бы этого.
Шуба Дедушки Мороза ничем не отличается от чапанов казахов. Какой европейский народ шил одежду такого покроя? А теперь обратим внимание на борик, то есть головной убор Деда Мороза. Опять увидите облик тюрков. А то, что участники праздника принимают облик диких зверей, наверное, без слов понятно, что это исходит от тюрков. То, что украшение новогодней елки исходит от обычая ақтық байлау (казахи завязывали отрезок ткани на ветви священных деревьев), наверное, понятно и без слов.
Некоторые сведения говорят, что прототип Деда Мороза — Қызыр ата, сказочный герой тюркских сказок. Ведь некоторые представители тюркских народов, в частности, башкиры, татары, чуваши до сих пор 25 декабря отмечают праздник Нартуған (одна из разновидностей Нового года).
Далее, одна из глав книги известного писателя Мурата Аджи «Кипчаки» называется «Праздник ели».
В своей книге Мурат Аджи писал:
— Праздник посвящался Йер-су, который жил в центре Земли около гигантской ели, достигающей верхушкой дома Ульгеня. А Ульгень – глава светлых духов, старик с густой белой бородой. Перед людьми он являлся в богатом красном кафтане. Он восседал на вершине мировой горы на золотом престоле в золотом дворце с золотыми воротами. Солнце и луна подчинялись ему.
Праздник ели наступал в самый разгар зимы – 25 декабря. Тогда день побеждал ночь. И солнце чуть дольше прежнего оставалось над землей. Люди молились Ульгеню, благодарили его за возвращенное солнце. А чтобы молитва была услышана, украшали ель – любимое дерево Ульгеня. Ее приносили в дом, к ветвям привязывали яркие ленточки, рядом складывали подарки. Всю ночь веселились люди по случаю победы солнца над тьмой. Всю ночь приговаривали: «Корачун! Корачун!».
Конечно, все перечисленные сведения свидетельствуют, что Новый год — не чуждый для казахов праздник. Поэтому казахам не стоит ему противится, наоборот, нужно подружиться с этим праздником и сделать ближе к нашей ментальности.
Кроме того, почему мы, потомки древних «астрономов», праздновавших день весеннего равноденствия, должны оставлять без внимания день зимнего солнцестояния, то есть 25 декабря? Нелогично получается».
Источник: Abai.kz