Нацбанк изменил правила расчета курса доллара — для того, чтобы хоть как-то уменьшить скорость падения тенге. Насколько сработала эта мера?
В октябре 2015 года на фоне ожиданий дальнейшего ослабления тенге, вызванных падением цен на нефть и спекулятивным настроем, Национальный банк РК изменил правила определения курса.
– Изменения коснулись времени установления курса и механизма его расчета:
теперь курс тенге рассчитывается по итогам двух сессий – утренней и дневной и устанавливается не в 11.00, а в 15.30,
– объясняет директор Центра исследований прикладной экономики Жаныбек Айгазин. – Можно сказать, что в результате получается более объективная информация. Во-первых, потому что на учитывается две сессии, что делает курс более сглаженным среднеарифметически, а во-вторых, к этому времени уже известны результаты сессий на биржах в странах Юго-Восточной Азии (Гонконгская, Шанхайская фондовый биржи), которые также влияют на курс.
По задумке НБ новый механизм должен был приструнить спекулянтов, раскачавших курс до немыслимых уровней. Но… не помогло. Финансисты назвали эту защиту от спекуляций «калиткой посреди поля».
– Банки продолжали ставить на падение тенге, прокручивали тенге, взятые в долг по свопам, покупали на них доллары и тем самым разгоняли машину спекуляций. Вокруг банков работало множество инсайдеров, различных аналитических подразделений, экспертов, брокерских компаний, которые пророчили дальнейшее ослабление тенге и усиливали девальвационные ожидания, – говорит Айгазин. – Все это давило на курс и на бирже абсолютно все играли против тенге. Банкам это было на руку, потому что они все «сидели» в долларах. Как результат,
за 3-4 месяца активных валютных спекуляций банки подняли хороший профит, вполне возможно, даже прибыль следующего года заработали
По мнению эксперта, падением тенге двигали два фактора: снижение цены нефти, но в большей степени – это банальные спекуляции.
Простой пример, когда ФРС (Федеральная резервная система США, – прим.) поднял ставку, российский рубль упал на 50 копеек, в то время как
тенге рухнул более чем на 10 тенге, потому что спекулянты на КАSЕ решили, что он должен упасть
Как итог, в 2015 году тенге занял первое место среди самых слабых валют стран СНГ и Европы, девальвировав на 93%. И… все также банковские инсайдеры продолжают пророчествовать дальнейшую девальвацию, теперь называются цифры 360 или 400 тенге за доллар.
Между тем девальвация ускоряет инфляцию.
– Можно забыть, что инфляция будет меньше 15%, она уже сейчас 18% – и это только официальная информация! – обеспокоен Жаныбек Айгазин. – Наша страна критически зависит от импорта.
Сегодня по некоторым позициям продовольственного и непродовольственного назначения до 60% занимает импорт
Следовательно, каждый процент девальвации выльется в рост цен. Если смотреть по первому полугодию экономический рост был на уровне 1,5% – это самый низкий показатель за последнее время.
– Возможно, что следующим шагом регулятора будет сокращение объема негативной информации, которая влияет на курс тенге, плюс к этому могут быть временно приостановлены сделки по СВОПам (торгово-финансовым обменным операциям в виде обмена разнообразными активами), – считает эксперт. – Для нашей развивающейся экономики весьма опрометчиво было делать такой инструмент, как СВОП, который использовался для игры на валютном рынке.